Эмоциональное, социальное и психическое развитие ребенка. Развитие эмоциональной сферы детей в возрасте от года до трех лет Эмоциональное развитие детей 3 7 лет

Балдина Ольга

Игры на эмоционально-волевое развитие детей 2-3 лет.

Цель: знакомство детей с основными эмоциями.

Задачи:

Познакомить детей с базовыми эмоциями.

Обучить детей распознаванию и произвольному проявлению чувств.

Обучить детей умению владеть своими чувствами.

Научить детей умению принимать во внимание чувства другого человека.

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов воспитателя, родителей и детей.

В эмоциональной жизни двух-трехлетних детей начинает активно использоваться речь. Хотя из-за недостаточности ее развития они часто используют лишь отдельные словосочетания, а порой просто звуки. При целенаправленных педагогических воздействиях происходит становление словаря эмоциональной лексики. Ребенок может адекватно воспринимать слова злой волк, испуганный заяц, веселый медведь и т. д.

Игры - главное средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Эмоциональные зверята»

Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать; снятие психоэмоционального напряжения.

Описание игры:

Изобрази радостного зайчика (медвежонка, лягушонка и т. д.);

Изобрази сердитого (грустного, веселого и т. д.) медвежонка (зайчонка и т. д.);

Превратимся в лесных зверюшек и изобразим разные настроения.


Игра «Театр настроения»

Цель: способствует развитию понимания себя, знакомит детей с азбукой выражения эмоций.


«Эмоции в стихах»

Цель: стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы, подобрать картинку с эмоцией соответствующей тексту.

«Разрезные картинки»

Цель: расширение представлений об эмоциях и их проявлениях, учить детей из частей составлять целое изображение.

«Найди такую же эмоцию»

Цель: учить находить две одинаковые эмоции, Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление.


«Наши эмоции»

Цель: научить детей распознавать чувства и эмоции по мимике лица.


«Настроение»

Цель: Понимать и различать эмоциональных состояний людей (радость, злость, слезы,удивление)


Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет (первая младшая группа) 1. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет.

Дидактические игры на сенсорное развитие детей 3–4 лет «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один,.

Фролова Елена Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени «Ум ребенка находится.

Игры на развитие познавательной сферы для детей 4–6 лет Предложенные задания могут быть адаптированы взрослыми с учетом того, что любит ребенок. Рекомендуемые игры, задания эффективны в работе.

Игры на развитие самостоятельности у детей 4–7 лет Картотека игр на развитие самостоятельности у детей 4-7 лет. "Накроем стол для кукол" Цель: Упражнять детей в сервировке стола. Знакомить.

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВОТРАЯ МЛАДШАЯ ГР.
Форма «ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Тема «ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
Добрый вечер, уважаемые родители, (коллеги). Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Спасибо, что нашли время прийти на наш практический семинар, для обсуждения следующей проблемы «Развитие эмоциональной сферы детей 3-4 лет».

Но, сначала позвольте напомнить вам о теме «Кризис 3-х лет». Многие из вас в течение этого года стали жаловаться на поведение своих детей. И самое страшное для нас – взрослых, все эти эмоциональные вспышки стали происходить с вашим ребенком с началом посещения детского сада.

Вы часто с удивлением наблюдаете проявления их упрямства, непослушания, своеволия, протеста, бунта, а иногда даже деспотизма со стороны малыша. Его поведение сопровождается словами "Я сам".

И действительно, ребенок пытается все делать самостоятельно или, еще чаще, делает наоборот: когда зовут обедать, отвечает не "хочу", когда предлагают собираться на прогулку, утверждает, что хочет есть и т.п.

Игра с родителями «КЛУБОЧЕК» (клубок ниток)
Слайд № «СЕМИЦВЕТИЕ КРИЗИСА»

Вы уже знаете об особенностях этого возраста ваших детей, но хотелось бы подчеркнуть следующее....
1. Ребенок проявляет первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научится многое делать самому и как то решать свои проблемы. В 3-4 года ребенок сам может решить, будет кушать "добавку" каши, какими игрушками хочет сейчас играть, что рисовать, останется дома с папой или пойдет вместе с мамой в магазин.

2. Отрадно видеть, когда родители в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности. Этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают к разумному различению тех областей жизни, в которых он действительно может вести себя "как взрослый":

3. Конечно же, определенные рамки со стороны взрослых необходимы, ведь у малыша еще недостаточно развит самоконтроль и он не умеет определять потенциально опасные ситуации, поэтому не всегда может уберечься от неудач, а иногда и травм. Поэтому, задача взрослых - научить ребенка предусматривать опасность, а не подстилать ему подушечку на место падения.

4. Ребенок должен знать, что игла - острая, огонь – жжет, что бьют это больно и т.п. Поэтому, ребенка нужно вводить и в мир опасных вещей. Помните, что важно не уберечь малыша от падения, ведь это просто невозможно, поскольку никто из родителей, воспитателей не сможет быть с ребенком постоянно, но если мы научим ребенка быть осторожным, или, другими словами, объясним, как правильно падать, то тогда можно быть уверенным в том, что он не будет подвергаться лишний раз опасности.

5. А теперь, уважаемые родители. Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный... и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает "скорлупу", чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное.

Стих Л.А. Булдаковой, описав кризис трех лет:
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система "Я" кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я - самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!

Итак, обобщим выше сказанное: главное для ребенка открытие - открытие себя. Ребенок считает себя независимым, он все может. Но... в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери, др. взрослых. И он за это сердится на нее и "мстит" слезами, возражениями, капризами. Поэтому вы часто видите в своем ребенке "Маленького тирана". Это есть ребенок с эмоциональными нарушениями.
А раннее и дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.
Вот мы и подошли к теме нашего дня.

Итак, в теме сегодняшнего дня:
Дети постепенно становятся более эмоциональ¬но устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре (с кем играют, тот друг). Мнение сверстника приобретает особую значимость.

Но может быть и по- другому. Дети продолжают манипулировать взрослыми, в частности мамой. Это есть пример нарушения эмоционального развития. Формы и виды нарушений эмоционального развития в детском возрасте и они же занимают первое место тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия. Слайд №

Под тревожностью понимают склонность к беспокойству в каких-либо ситуациях. Тревожность может быть эпизодической и проявляться в конкретных случаях и обстоятельствах. Это является в полнее нормальным явлением. Однако может быть постоянной.
Признаки тревожного ребенка: Слайд №
o Низкая работоспособность
o При выполнении задания ребенок скован, или, наоборот, неусидчивый
o Сон беспокойный, мучают кошмары
o Руки обычно влажные и холодные
o Страдает плохим аппетитом
o Краснеет, смущается в незнакомой обстановке
o Не уверен в себе и др.

И вот здесь требуется помощь психолога.

У трёх-четырёхлетних детей очень сильно развито воображение, они способны представить и пережить то, что произошло с другими людьми. В этом возрасте могут появиться страх темноты, воды, животных и др. В борьбе с некоторыми страхами лучше не зацикливать свое внимание, объясните ребенку, что бояться нечего.
Например, в случае боязни воды или собак не стоит насильно подводить его к предмету боязни, стоит просто показать своим примером, что это не опасно, ребенок любопытен и через небольшой промежуток времени он сам преодолеет свой страх. Однако вы вполне можете помочь малышу преодолеть страх темноты. Включите ночник, оставьте дверь открытой или посидите с ребенком пока он не уснет. Свет помешает ребенку меньше чем выдуманные страхи.
Существует так же страх перед телесными недостатками. Например, почему девочки и мальчики устроены по-разному или может ли ребенок стать калекой. Не стоит пугаться таких вопросов. Нужно рассказать малышу, что все люди рождаются разными, что так и должно быть. Расскажите, при каких обстоятельствах можно стать калекой.
Обязательно поговорите с ребенком о его страхах, покажите, что вам не безразлично, и вы понимаете. Обнимите его и скажите, что вы всегда будете рядом и сможете защитить его. Постарайтесь обеспечить ребенку максимально интересный и познавательный досуг, ежедневное общение с другими детьми. Ведь чем больше ваш малыш будет занят, тем меньше времени у него на выдумывание новых страхов.
o Эмоционально чувствительные и впечатлительные дети наиболее подвержены страхам. Эта особенность является врожденной, определяется типом нервной системы и обуславливает восприятие мира в целом.
Признаки:
o Такие дети плохо переносят ситуации формального дистанционного общения, чувствуя себя комфортно
только при доброжелательном, ласковом и теплом психологическом климате в семье и в детском саду.
o Если отношения между родителями напряженные, семья на грани развода, то взрослые конфликты начинают проецироваться на ребенка,
o Детско - родительских отношения осложняются, и возникает страх материнского или отцовского гнева. Страх наказания перемешивается со страхом потери родителей.
o Сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку в сказках, как известно, Баба Яга уносит непослушных детей для расправы. Помните, что сказочные персонажи – это возрастной страх, свойственный детям от 3-5 лет, с возрастом он проходит.

o Чем сильнее эмоционально привязан ребенок к матери, тем ярче проявляются эти страхи.
o Ночные страхи проявляются прежде всего в сновидениях, содержание которых в причудливых формах отражает все яркие впечатления прошедшего дня. Чем больше выражено напряжение, стрессовое состояние у ребенка днем, тем вероятнее, что покоя не будет и ночью.

Основные направления работы:
1. Повышение самооценки ребенка, грамотно объясняя ему нормы зтикета;
2. Обучение ребенка управлять собой в конкретных наиболее волнующих его ситуациях;
3. Снятие мышечного напряжения.

МАССАЖ С РОДИТЕЛЯМИ_________________________________________________
ИГРА НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГОНАПРЯЖЕНИЯ___________________________

Еще одной причиной эмоциональной неустойчивости ребенка может быть его особенность, такая как, гиперактивность.
Признаки гиперактивности:
o Дефицит внимания;
o Импульсивность;
o Повышенная двигательная активность.
До 5 лет считается нормой. Но, если чрезмерно проявляются данные признаки у ребенка, то скорее надо говорить о его запущенности родителями, педагогами.

ИГРА НА ____

Агрессия – это реакция на определенную ситуацию. Причем ситуацию, так или иначе, для ребенка неблагополучную.
Гнев и злость – нормальные человеческие эмоции. Отрицая их, мы не сможем избавить от них ребенка. Довольно часто встречается ситуация, когда спокойный дома ребенок становится агрессивным в детском саду. Одно из объяснений как раз в том, что дома негативные эмоции под запретом.
Виды агрессии:
o Физическая;
o Косвенная;
o Раздражение;
o Негативизм.
Причины:
o СЕМЬЯ
-отношения родителей;
-стиль воспитания.
o СВЕРСТНИКИ (неудовлетворенность по отношению к ним)
o СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

МУЛЬТФИЛЬМ

ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙ ЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
1. Е. Коротаева рассматривала развивающую среду как средство эмоционального развития дошкольников. Под средой развития в дошкольном учреждении автор понимает организацию пространства и использование оборудования в целях безопасности и психологического благополучия ребёнка. Она выделяет несколько компонентов, влияющих на эмоциональную атмосферу группы.
o Эмоционально - поддерживающий компонент среды предполагает создание оптимальной эмоциональной атмосферы в группе. Это цветовое решение помещения, которое должно быть спокойным для восприятия, а окружающая обстановка эстетически оформлена.
o Эмоционально-стабилизирующий компонент предполагает систематическое выполнение необходимых условий для организации режима дня, что способствует хорошему эмоциональному самочувствию детей.
o Эмоционально-активизирующий компонент обеспечивает эмоциональную активизацию переживаний ребёнка, что происходит в игровой деятельности. Необходимо включать игры, ориентированные на оптимизацию эмоционально - чувственной сферы в работу с дошкольниками. Эмоционально-тренирующий компонент включает в себя проведение психогимнастики с детьми.

ИГРА с цветком___________________
Мое настроение.
Настроение мое каждый день меняется,
Потому что каждый день что-нибудь случается!
То я злюсь, то улыбаюсь,
То грущу, то удивляюсь,
То, бывает, испугаюсь!
То бывает, посижу, помечтаю, помолчу!

2. Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов".
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.
3. Одним из действенных средств развития эмоциональной сферы дошкольников является музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки. Необходим учесть, чтобы музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка (колыбельные, альбом П. Чайковского).
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ _________________
4. Ритмопластика – синтетический вид деятельности, основанный на движениях под музыку, основной целью которой является психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего тела .
Ритмопластика- это один из способов, одна из возможностей "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, воображение, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление и внутреннюю собранность. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, впитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. социализируют ребенка (логоритмика, речь с движением, пальчиковые гимнастики под музыку, игры на внимание).

5. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других (этому вопросу мы посвятим собрание в следующем году) Сегодня для родителей предлагаем консультации «ВСЕ ОБ ИГРЕ», картотеки игр...
У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»). Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом. Играя с детьми, можно почувствовать ее ВОЛШЕБНУЮ СИЛУ.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА
6. Одним из средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать психогимнастику - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы).
Основная цель психогимнастики - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Психогимнастика, во-первых, ориентирована на детей младшего возраста, во-вторых, основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретении навыков в саморасслаблении. В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Игра с детьми и родителями: «ФОТОГРАФЫ»

7. Одним из действенных средств развития эмоционального мира детей можно считать детское художественное творчество, которое может решать задачи социально-культурного развития личности. Художественное творчество - это вид творчества, результатом которого является создание произведения искусства, т.е. специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов. Наглядность и образность, а часто и красочность рисунка, влияют на эмоциональную сферу ребенка, а возникающие из под карандаша или кисточки изображения доставляет ему эстетическое удовольствие.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
РАБОТА В КРУГУ
ИТОГ: Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

Правило 3. Так как ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из "можно" и "нельзя" были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Разделы: Работа с дошкольниками

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей,
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится? Кто сердит?..
Рассеет все сомнения.
“Азбука настроения”.

Когда мы наблюдаем за природой или читаем интересную книгу, то наряду с познавательной деятельностью мы проявляем свое отношение к новому миру.

Наблюдая за природой, мы радуемся, сопереживаем, вызываем удовольствие или разочаровываемся, если кто-то портит природу. Радость, досада, боязнь - вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека.

Эмоции и чувства - это личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к себе. Мир чувств и эмоций сложен. Богатство эмоциональных переживаний помогает нам глубже понимать происходящее. Эмоции и чувства придают словам и поступкам своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют нас в творческих поисках.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Регулирование эмоций - одна из сторон детского психосоциального развития, особенно впервые семь лет жизни ребенка.

Развитие эмоциональной сферы, тесно связано с формированием плана представлений. Образные представления приобретают эмоциональный характер, и вся деятельность ребенка становится эмоционально насыщенной. Игра, рисование, лепка, должны иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В общении с родителями преобладают мотивы сотрудничества. Кроме родительской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах.

Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком - это жизненный источник формирования чувств дошкольника.

Используя игру, как средство социально-эмоционального развития ребенка, автор ориентируется на основные направления: развитие воображения, мышления, формирование культуры общения детей.

Мне хотелось бы представить одно из серии тематически разнообразных занятий,. построенных с учетом познавательных интересов детей 3 – 4 лет в соответствии с основным разделом программы “Детство”.

Цель: Помочь ребенку начать осознавать себя и свое место в окружающем мире, свободно выражать свои мысли и чувства.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы);
  • развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

  • Игрушечный осьминожек;
  • Красная, желтая, оранжевая, зеленая, синяя, розовая, коричневая краска для
  • рисования пальцами.
  • Лист ватмана протонированный голубым цветом.
  • Игрушки осьминожки разного цвета на каждого ребенка.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением осьминогов в природных условиях, картинок с изображением морского дна, чтение стихотворений об осьминожках, беседа о происхождении названия осьминогов, об особенностях их внешнего вида, просмотр мультфильма “Осьминожки”.

1. Приветствие.

Психолог обращает внимание детей на игрушку.

Посмотрите, кто же тут.
Осьминог его зовут.
Он по-доброму глядит,
И о чем-то говорит.

Давайте поздороваемся с Осьминогом и улыбнемся друг другу.

Сейчас посадим Осьминога на стул, сами сядем и познакомимся поближе.

2. Беседа об игрушке.

Посмотрите на нашего осьминога.

  • Какое по форме у него туловище? (круглое)
  • Что у него есть? (длинные ноги)
  • Какого он цвета? (зеленый)
  • А другого цвета осьминоги бывают?

Правильно, бывают. Осьминоги часто меняют свой цвет. Путешествуя по морю, они осторожно поочередно передвигают своими щупальцами-ногами.

Они могут быстро всплывать вверх, опускаться на глубину вниз, замирать на месте и быстро, быстро плавать.

3. Игра “Озорные осьминожки”

Включается спокойная музыка.

Осьминожки отдыхают, качаются на волнах, а над ними летает ветерок и ласково дотрагивается до них.

Психолог дотрагивается до детей до различных частей тела:

головы, руки, ноги, животика.

Дети открывают глаза.

- “Ветерок” ласково с вами играл. Маргарита, где коснулся тебя “ветерок”?

(коснулся моей головы)

А тебя, Данил…. (Дети называют части тела)

4. Рисование.

Наш дружок Осьминожек что-то заскучал. Давайте нарисуем ему друзей, а помогут нам в этом наши пальчики и ладошки.

Ладошки с широко раздвинутыми пальчиками – это осьминожки, а пальчиками мы нарисуем глазки, камушки и морскую травку, чтобы осьминожки могли прятаться.

Дети рисуют, психолог наблюдает, помогает. По окончании рассматривается коллективная работа.

5. Прощание.

Психолог приглашает детей в круг. Все вместе произносят слова:

В круг ребята встали
Осьминога в руки взяли
Осьминожку нужно передать
Добрые слова сказать.

Дети передают осьминожка и говорят ему слова.

Осьминогу понравились ваши добрые слова, и он хочет сделать вам подарок. Закройте все глаза, и случиться чудо, если не будете подглядывать.

Дети закрывают глаза, появляются игрушки осьминожки такого же цвета как нарисованные детьми.

Наше занятие заканчивается. Вместе дружно скажем Осьминогу спасибо и до свидания!

Игры на выражение эмоциональных состояний

Умение выражать свои эмоции и управлять ими — важный фактор при общении людей. Для того чтобы понять настроение и чувства другого человека, нужно научиться сопереживать, а поможет нам в этом метод эмпатии — умение прочувствовать внутреннее состояние собеседника. Дети хорошо владеют этим методом: они безошибочно чувствуют, кто их любит, а кто нет; кто хороший человек, а кто плохой. Но не всегда умеют правильно выражать свои эмоции и управлять ими. Существуют игры и упражнения, которые учат ребенка этому. Предлагаем некоторые из таких игр.

«Сделай» лицо

◈ Попросите малыша мимикой изобразить различные эмоциональные состояния — радость, гнев, грусть и др.

Радость

◈ Показать, как радуется ребенок новой игрушке.

◈ Напомните малышу о том, как он радовался, когда ему подарили новую игрушку. Попросите его вспомнить эту ситуацию: «Закрой глаза. Представь, что ты держишь ее в руках. Вырази свои чувства мимикой».

Огорчение

◈ Показать огорчение ребенка, у которого заболел друг.

◈ «Представь, что ты хочешь поиграть в новую игру с другом, а он болеет. Что ты при этом чувствуешь? Изобрази огорчение».

Грусть

◈ Изобразить, как грустит больной ребенок.

◈ Напомните ребенку о том, что когда он болел, то сидел дома и смотрел в окно. А в это время другие дети играли в веселые игры. Спросите, что тогда он чувствовал.

Гнев

◈ Показать сердитого ребенка, у которого сломалась любимая игрушка.

◈ Возьмите эту игрушку, спросите ребенка, как он любит играть с ней, как он о ней заботится. Но что он почувствует, если узнает, что она сломана и ее нельзя починить. Как изобразить гнев?

Грустим-радуемся

◈ Когда ребенок научится правильно изображать эмоции, ему можно предложить менять мимику лица: с грустного на веселое (больной ребенок выздоровел), с сердитого на радостное (ему починили игрушку) и т. п.

◈ Он может смотреть при этом в зеркало, чтобы не только чувствовать эмоциональное состояние, но и видеть, как он его изображает.

Хитрая лиса

◈ Недаром говорят: «Хитрая лиса»! Предложите ребенку вспомнить сказки, в которых лиса кого-нибудь обманывает. Пусть он представит лису, которая хочет обманом выманить у волка петуха. Как она может это сделать? (Предложить волку свою помощь — посторожить петуха — или напугать волка известием, что по его следам идут охотники.) Пусть ребенок попытается изобразить лису в тот момент, когда она крадется к волку. Напомните ребенку о том, что это нужно делать так, чтобы было видно, что лиса что-то затевает.

Злой волк

◈ Предложите ребенку изобразить волка, у которого лиса украла петуха. Поговорите о том, как разозлился волк, когда узнал об этом.

Бабочка, радующаяся нектару цветка

◈ Вспомните вместе с ребенком, как наблюдали летом за бабочкой, пьющей нектар цветка. Отметьте, что ей нравится этот сладкий сок. Предложите ребенку представить себя такой бабочкой. Пусть он попытается почувствовать, как хорошо пахнет цветок.

Замерзший воробей

◈ Предложите ребенку вспомнить, как вы наблюдали за замерзшими в морозы птицами, как они сидели нахохлившись, сжавшись в комочек, дрожали, прятали под крыло голову. Дайте ему задание показать замерзшего воробья. Посоветуйте ему закрыть глаза, чтобы лучше войти в образ.

Сломанный цветок

◈ Поговорите с ребенком о том, как больно, наверное, сломанному цветку, ведь он такой же живой, как и мы. Теперь он засохнет. Предложите изобразить это.

Эмоции отличают человека от животного, помогают ему общаться с другими людьми, справляться со сложными ситуациями. Они определяют наше будущее и настоящее. Умение владеть собственными чувствами, выражать их при помощи различных средств − важное умение для каждого человека. Но это умение не появляется просто так.

Новорожденный ребенок имеет ограниченные возможности выражения собственного недовольства или радости: крик или молчание. Задача каждого родителя – помочь малышу научиться понимать свой внутренний мир, выражать его в доступной форме, сдерживать при необходимости. Это непростой процесс, требующий внимания и времени.

Зачем развивать эмоциональный мир

Среди множества причин для развития эмоциональной сферы можно выделить:

  • Развитие головного мозга. Расширение спектра эмоций стимулирует работу нервных окончаний, способствуя формированию новых нейронных связей. Чем ярче и многограннее эмоциональная жизнь малыша, тем быстрее происходит физическое и сенсорное развитие;
  • Регулировка действий. Осваивая окружающее пространство и познавая мир, крошка испытывает разнообразные чувства, опираясь на реакции взрослых формирует линию поведения. Испуг мамы на попытку исследовать розетку вызовет понимание опасности задуманного действия;
  • Развитие игровой деятельности. Дети учатся через игру. Эмоциональный отклик на игровые действия позволяют формировать базу для будущего обучения;
  • Социализацию. Дети, обладающие широким спектром чувств, легче проходят этап социализации, относятся к окружающим более мягко, формируют дружеские отношения;
  • Подготовку к трехлетнему кризису. Родители, занимающиеся развитием эмоциональной сферы малыша, преодолевают негативные проявления легче и быстрее;
  • Управление чувствами. Через познание внутреннего мира карапуз учится их понимать, управлять ими.

Направления эмоционального развития

Развитие эмоциональной сферы ребенка включает в себя несколько направлений деятельности:

  • Расширение спектра эмоций. При рождении малыш имеет возможность выразить любые ощущения через крик или молчание, постепенно взрослея, начиная овладевать собственной речью, мимикой, движениями; спектр проявления чувств расширяется, накапливается эмоциональный опыт. Наращивание познаний о собственных чувственных возможностях происходит в течение всей жизни человека, позволяя ему справляться со всеми возникающими вопросами.
  • Углубление осознанности переживания. Каждое чувство вызывается определенными событиями, действиями и не всегда хватает слов, чтобы описать весь испытываемый спектр. На помощь в этом вопросе приходит эмоция.
  • Освоение возможности контролировать поведения. Новорожденный не может сдерживать собственный крик от голода или другого неприятного события, ребенок дошкольного возраста уже умеет сдерживать эмоции.

Дети учатся, копируя родителей и окружающих людей. В период до 3 лет хорошо показать малышу варианты проявления внутренних ощущений.

На первом этапе кроха будет очень рад смотреть, как изменяется ваше лицо, интонация, голос. Его будет забавлять возникшая перемена, а с течением времени он сможет проводить логические цепочки, связывающие ваше настроение и определенные события. Видя эту связь, будет пытаться повторить за вами, не всегда вначале удачно выбирая необходимый вариант, но со временем все четче показывая свои чувства.

В зависимости от возраста крохи его эмоциональный спектр имеет разные характеристики, позволяя вести работу исходя из необходимых для определенного возраста занятий.

Эмоции и их развитие с рождения до 1 года

Первая и основная эмоция в начале жизненного пути ребенка – крик. Сразу после появления на свет малыш оповещает мир о своем появлении, и впоследствии этот вид проявления чувств становится основным для отражения всех ощущений крохи.

Эмоции первого года жизни характеризуются неустойчивостью, кратковременностью и вместе с тем бурным проявлением. Наличие факторов, приносящих новорожденному неудобства (голод, грусть) выражаются криком. Через короткое время появляется первая улыбка, за нею смех. Крик постепенно начинает различаться в зависимости от причины, его вызывающей. Многие мамы быстро начинают различать интонации и применять необходимые действия для нормализации эмоционального состояния. Если мама, слыша плач ребенка, понимает причины его появления, четко реагирует, то малыш очень быстро поймет, каким образом попросить о необходимых действиях.

Эмоции ребенка до года формируются из ощущений. Чувства становятся мотивом для определенного поведения, импульсивного выражения пожеланий. Через соответствие внутренних переживаний действиям формируются будущие поступки. Одной из хитростей формирования поведения является наблюдение за реакцией, контроль собственных действий.

Хорошо, когда мама не устраивает паники в простых ситуациях, не выказывает ужас от небольших огрехов, излишне не опекает кроху. Это работает очень просто. Если малыш упал, но при этом не ушибся, верным будет не хватать его на руки и жалеть, а приобняв спокойно ему сказать, что ничего страшного не случилось.

В обратной ситуации дети, подрастая, прибегают к хитрости, требуя повышенного внимания, начинают плакать без видимой причины.

Формируя эмоциональную сферу ребенка до года, родителям стоит показывать собственным примером, какие разные реакции могут быть на схожие ситуации. При падении мама может пожалеть и даже поплакать вместе с крохой, если удар очевидно сильный. Но в другом случае может просто пожалеть и утешить.

Характеристика эмоционального развития от года до 2 лет

Формирование эмоциональной сферы ребенка после 12 месяцев начинает изменяться.

Малыш осваивает хождение и начинает активно играть с разнообразными предметами. Направление развития чувственности крохи переходит из среды ощущений в предметную деятельность. Наличие тех или иных эмоций начинает проявляться в результате успешной или провальной деятельности. Часто негативные чувства направлены непосредственно на предмет, вызвавший недовольство. Появляется стремление изменить ситуацию через давление на взрослых, применяя уже изученные варианты эмоционального поведения.

Среди наиболее часто встречаемых проявлений негативного направления у детей с года до 2 присутствуют:

  • Гнев;
  • Злость;
  • Огорчение;
  • Неудовольствие.

Видя эти проявления, родители должны понять, какой именно предмет или действие не получается у крохи, и объяснить или показать, как правильно поступить. Объяснения должны быть спокойными и ласковыми. Уже в этом возрасте стоит рассказать малышу, что все когда-то этого не умели, но постепенно, прилагая усилия, все получится. В награду за родительское терпение и помощь, дети проявляют большой спектр положительных эмоций:

  • Улыбку;
  • Радостные возгласы;
  • Смех.

Эмоциональное развитие ребенка в этом периоде происходит по пути последовательной социализации. Чувства чаще применяются как возможность показать свою самостоятельность, привлечь внимание, подчеркнуть успех. Ближе к двум годам малыши начинают эмоционально воспринимать не только действия, но и сюжеты сказок, задумки в организованных играх.

Эмоциональное развитие от 2 до 3 лет: от действия к сопереживанию

Ребенок третьего года жизни уже активно осваивает родную речь. Переживания медленно переходят от реакции на действие к сюжету игры. Малыш часто сам создает вымышленный мир, развивая первоначальную задумку по знакомым шаблонам. Если кроха видит, как мама стирает или готовит, то герои его игр будут использовать это действие. Отличительной чертой такой игры будет полное копирование эмоций взрослого.

К этому периоду желательно полностью контролировать свои чувства, не допускать негативных реакций на ситуацию. Не стоит, ударив молотком по пальцу, употреблять ругательные выражения. Их эмоциональная окраска заинтересует карапуза, уже спустя пару секунд вы услышите четкое повторение ваших слов и действий.

В период от 2 до 3 лет появляются эстетические реакции. Малыш начинает воспринимать характер музыки, красоту природы и одежды. Четко улавливается попытка разграничить мир на красивое и не очень. Эти эмоции появляются на базе младенческого опыта изучения окружающего мира. Постепенно удивление от новых предметов преобразуется в любознательность, появляются первые вопросы, связанные с сутью вещей и событий, а не внешней характеристикой.

Общие положительные проявления чувств дополняются новыми негативными эмоциями:

  • Зависть;
  • Ревность;
  • Жадность;
  • Соперничество.

Проявлению негативных эмоций способствует появляющийся интерес к сверстникам. Отсутствие опыта социального общения, попытка сконцентрировать внимание на себе, непонимание возможных вариантов коммуникации приводят к формированию неправильных эмоциональных реакций. Задача родителей на этом этапе:

  • Показывать, как нужно общаться с другими детьми;
  • Научить играть в команде;
  • Объяснить, почему проявляемые реакции не желательны.

Этап эмоционального развития ребенка от 2 до 3 лет – переломный момент, заканчивающийся . До достижения малышом 3 лет необходимо максимально помочь ему освоить основные эмоции, научить выражать их при помощи творчества, слов.

Для гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка до 3 лет родители должны учитывать некоторые особенности подхода к этой работе.

Последовательность

Все ваши действия и эмоции должны быть постоянны и логичны. Не стоит по-разному реагировать на одинаковую ситуацию или проявление негативных чувств. Хорошо, если на семейном совете будет выстроена общая линия поведения для основных ситуаций. Чтобы малыш мог четко понимать, как нужно реагировать на те или иные события, все члены семьи должны быть едины в проявляемых эмоциях.

Сдержанность

Для минимизации негативных эмоций хорошо контролировать собственные чувства. Проблемы, загруженность, усталость — не причина срываться на ребенке. Ваше умение сдерживать свои порывы станут для карапуза лучшим примером контроля.

Творчество

Знакомьте своего кроху с разными сторонами жизни и творчества. Гуляйте, рисуйте, танцуйте. Наполните жизнь красками и удивлением. Через открытие нового малыш познает не только окружающее пространство, но и собственный внутренний мир. Предлагайте в момент гнева нарисовать его чувства, слепить из пластилина причину расстройства. Пусть он попробует перенести внутренний негатив на физические объекты, посмотреть на них со стороны.

Беседа как инструмент коррекции

Развивая умение малыша проявлять свои чувства, старайтесь корректировать нежелательные проявления при помощи разговора. Пытайтесь найти причину негативной реакции. У детей до 3 лет она чаще всего кроется в незнании как поступить. Подскажите выход, расскажите, что не стоит кричать и злится, а нужно просто сказать. Объясняя ребенку важность сохранения спокойствия, внимательно следите за собственными эмоциями. Никакие слова не научат лучше, чем пример, на который можно сослаться.

Игра

Появление новых ощущений желательно проиграть вместе с крохой, показав, как она выглядит со стороны, подсказав в каких ситуациях ее использовать. Любую негативную эмоцию легко объяснить на игрушках. Пусть машинка или кукла станут жадными, грубыми или ревнивыми. Видя наглядно как выглядит ощущение, варианты отношения к нему, малыш сможет понять, почему его нужно контролировать.

Актерское мастерство

Одним из способов развития эмоциональной сферы является тренировка лицевых мышц перед зеркалом. Вместе с крохой попробуйте изобразить гнев, боль, радость и другие эмоции. Пусть малыш посмотрит, как они выглядят. Спросите, какая из них ему нравится, а какая нет.

Эмоциональное развитие ребенка – важный этап становление личности, влияющий не только на его социальные способности, но и на физическое и психическое развитие. Каждый человек развивает свою чувственность на протяжении всей жизни, учится справляться с негативными проявлениями. Чтобы ваш сегодняшний карапуз в будущем умел противостоять критике, внутренним позывам, социальной несправедливости, начните работу по совершенству его внутреннего эмоционального мира уже сегодня.