Упражнения для развития навыков чтения. Упражнения для улучшения техники чтения Упражнения для тренировки навыков чтения

Работу выполнила

учитель начальных классов

Можарова Наталья Викторовна

Приложение №1.

    Что общего в словах и чем они отличаются? Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

    Назови одним словом.

    Какое слово лишнее и почему?

    • Использование антонима

    Карточки-задания.

1. Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.

Мальчик и стадо. Лгун. Волк.

Почему случилась беда?

№2

Наведи порядок!

Пришла весна, потекла вода.

№3

№4

Электрический ток.

Висят на столбах рядом два провода. Висят, молча, мирно, как веревки. Но берегись их, не трогай. Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине – оживет она, загрохочет. Подключи лампочку – она загорится. Течет в проводах электрический ток. Этот невидимка все может: и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.

Выбери правильный ответ:

№5

Галка.

Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла ее достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднялась, и галка смогла напиться.

Выбери правильный ответ:

1. Галка хотела пить.

№ 6.

№7.

Для развития беглости чтения я использую следующие упражнения.

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки

Раз Егорка

Бесконечные стихи

Кто вечно хнычет

И скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего

Не изучает,

Закончи:

ДЕНЬ РОЖД…

Два внука, старший и младший, решили сделать бабушке в день ее рождения …

Читай как можно быстрее.

Однажды мужик пошел в лес.

Угадай слово.

ДОКТОР

ОБЕЗЬЯНА

ШАРМАНЩИК

    СОСТАВЬ СЛОВА.

ДИВО – ДИВИТЬСЯ – УДИВИТЬСЯ

ДУМА – ДУМАЕТ – ПОДУМАЕТ

ДЕРЖУ – ДЕРЖАЛ – ВЫДЕРЖАЛ

    • Чтение через решетку

Например,

Грушевое яблочко.

Утром Аленка явилась с большим подсолнухом . Подсолнух был широкий, как корзинка , и весь набит черными шелковистыми семечками. Аленка вытаскивала по одному семечку, и в подсолнухе оставалось светлое пустое гнездышко…

По моему мнению, для того, чтобы учащиеся читали правильно, желательно перед чтением текста предлагать им специальные упражнения, составленные из наиболее трудных слов или предложений, входящих в намеченное для чтения произведение. Вот некоторые из этих упражнений.

    Читай внимательно: Слова различаются одной-двумя буквами. Одно слово взято из текста, другое, похожее предлагается для чтения в паре с ним. Например, предложила – переложила, поглядывал – подглядывал, ногти – когти, отравила – отправила.

    Если есть возможность работы с карандашом, то лучше использовать такой вариант упражнения. Подчеркни буквы, которыми слова отличаются, прочитай правильно.

    «Редактирование» Найди ошибки, исправь, прочитай правильно.

Кто любит пруд – того и люди чтут.

У работящего в руках тело спорится.

Без пруда не вытащишь рыбку из труда.

Кто привык трудиться, тому без мела не сидится.

    Кроме упражнений, формирующих внимание к графическому образу слова, я использую для обучения правильному чтению и другие задания. Например, чтение до первой ошибки. Ученик читает до первой ошибки, дети замечают искажение, поднимают руки, чтобы перечитать слово правильно. Другой ученик продолжает чтение до первой ошибки.

    Орфоэпические задания со словами, входящими в текст, намеченный для чтения. Прочитай правильно: Орел, когти, овечка, поджаренного, спасибо, пожалуйста. Правильно делай ударение: послала.

4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ.

Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков». Начнем с того, что интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако, в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, те6мп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдешь сегодня в театр ?

    Кто больше?

    Театр одного актера.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Начальные классы

Описание:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сычевская средняя общеобразовательная школа №1

Различные упражнения для развития навыков чтения.

Работу выполнила

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Можарова Наталья Викторовна

Приложение №1.

1.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО (ОСОЗНАННОГО) ЧТЕНИЯ.

Для развития сознательного (осмысленного) чтения я использую упражнения, некоторые из которых приведены ниже.

1. Что общего в словах и чем они отличаются? Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

2. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Картофель, свекла, лук, капуста.

3. Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый. Дорога, шоссе, тропинка, путь.

4. Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5. Путем перестановки букв составь слово: уклбо, сноас, упкс.

6. Составь текст (перестановка предложений).

7. Закончи рассказ «Забота о птицах». Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Данные упражнения помогают развивать осознанное чтение на уровне слова и предложения. Эти виды работ проводятся, в основном, на уроках чтения в 1 классе, но случается, что это необходимо и во 2 и в 3 классе, и даже в 4 классе.

1. Необходимо проводить на уроках чтения лексическую работу. Она направлена на обеспечение понимания фактического, элементарного слоя произведения. Но без знания значений отдельных слов невозможно понять и более глубокий смысл, содержащийся в подтексте и главной мысли произведения. Основные способы лексической работы следующие:

· Выявление детьми в тексте непонятных слов, объяснение учениками их значения, если это возможно. Если нет, то необходимо обратить внимание детей на необходимость выяснения значения слово у взрослого (учителя на уроке) или нахождения данного слова в толковом словаре

· Показ предмета, его изображения, демонстрация действия

· Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям

· Использование антонима

· Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря

· Обращение к составу или этимологии слова

· Понимание смысла слова из контекста.

Также для работы я использую карточки-задания. Задания такого вида могут быть розданы учащимся, но если такой возможности нет, то задания пишутся на доске.

2. Карточки-задания.

№1. Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.

Мальчик и стадо. Лгун. Волк.

Мальчик стерег стадо овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось – и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать, звать на помощь, но к нему никто не прибежал. Мужики подумали, что он обманывает, и не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Почему мужики не поверили мальчику?

Почему случилась беда?

Что ты думаешь об этом мальчике?

№2

Наведи порядок!

Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, далее, в конце рассказа.

Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди не видели и в лужу упали.

Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.

Пришла весна, потекла вода.

№3

Подбери заголовки к абзацам. Для данного упражнения может быть использован любой небольшой текст из учебника. В дальнейшем такое упражнение следует усложнять, а в итоге ребенок учится составлять план текста.

Этот вид задания от раза к разу усложняется, что дает возможность выявить уровень понимания текста ребенком и продолжить работу над этим показателем навыка чтения.

№4

Прочитай текст и задания к нему, отметь правильный ответ любым знаком.

Электрический ток.

Висят на столбах рядом два провода. Висят, молча, мирно, как веревки. Но берегись их, не трогай. Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине – оживет она, загрохочет. Подключи лампочку – она загорится. Течет в проводах электрический ток. Этот невидимка все может: и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.

Выбери правильный ответ:

Передается ли электрический ток по проводам? Да. Нет. Не знаю.

По мере овладения первым уровнем понимания текста, включаются задания, предполагающие понимание обобщения, а третий уровень понимания – это предметное содержание и обобщение вместе.

№5

Галка.

Галка хотела пить. Во дворе стоял кувшин с водой. Но вода была только на дне. Галка не могла ее достать. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднялась, и галка смогла напиться.

Выбери правильный ответ:

1. Галка хотела пить.

2. В кувшине было много воды.

3. Галка бросала в кувшин хлебные шарики.

4. Галка бросала в кувшин камни от безделья.

5. Галка была умна и придумала, как напиться.

С каждым разом задания усложняются.

№ 6.

Найди поступок и его причину. Упражнение на материале рассказа Л. Толстого «Косточка».

Итог данной работы: прочитай рассказ и определи главную мысль.

Важным приемом, способствующим пониманию смысла текста, особенно художественного произведения, является определение его подтекста. Прием выяснения подтекста используется, когда читаются более сложные произведения.

№7.

Подчеркни слова, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев. Данную работу можно проводить, например, со сказкой «каша из топора».

При систематическом использовании этих и целого ряда других упражнений ребенок учится составлять план произведения, а впоследствии пересказывать его.

Для более глубинного понимания текста существует целый ряд заданий. Приведу лишь некоторые из них:

- Найди в тексте главные слова произведения

- Подумай, какие из следующих пословиц подходят к данному произведению

- Какая мудрая мысль высказана в этом произведении

- рассказ об одном из героев по плану

- постановка самостоятельных вопросов к тексту

- нахождение в тексте необходимых предложений для характеристики героя и т.п.

2.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ .

Для развития беглости чтения я использую следующие упражнения.

1. Читай скороговорку три раза. Сначала медленно, второй раз – с обычной скоростью, а третий – как можно быстрее.

У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

2. Следующая скороговорка учит управлять своим дыханием. Выучи ее.

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки

Раз Егорка

Два Егорка…. Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока его хватит. Посоревнуйся с товарищами, кто сможет дольше посчитать, не делая вдоха.

3. Читай долговорку несколько раз, все быстрее и быстрее.

Бесконечные стихи

Кто вечно хнычет

И скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего

Не изучает,

Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.

4. Следующее упражнение проводится на фрагменте текста, намеченного для чтения, и служит для перехода к чтению целыми словами. Прочитай целыми словами или плавно по слогам, затем задание звучит так: прочитай целыми словами. Наконец, дается задание: прочитай эту же часть текста как можно быстрее.

5. Чтению по догадке обучаю с помощью таких упражнений:

Закончи:

ДЕНЬ РОЖД…

Два внука, старший и младший, решили сделать бабушке в день ее рождения …

Взяли накопленные ими деньги и отправились в … Надо купить такую вещь, чтобы бабушка обра…

6. Научиться чтению длинных предложений помогают упражнения такого типа:

Читай как можно быстрее.

Однажды мужик пошел в лес.

Однажды мужик пошел в лес дрова рубить.

Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру.

Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег.

Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.

7. Быстрому чтению на уровне слова обучают следующие упражнения:

Угадай слово.

ДОКТОР

ОБЕЗЬЯНА

ШАРМАНЩИК

8. СОСТАВЬ СЛОВА.

9. Читай правильно, целыми словами.

ВЕРНО – ВЕРНУЛСЯ – ОТВЕРНУЛСЯ

ДИВО – ДИВИТЬСЯ – УДИВИТЬСЯ

ДУМА – ДУМАЕТ – ПОДУМАЕТ

ДЕРЖУ – ДЕРЖАЛ – ВЫДЕРЖАЛ

10. Читай сначала плавно по слогам, затем целыми словами.

Ин-те-рес-но – интересно, спра-ши-вать – спрашивать и т.п.

11. Также возможно использование на уроках чтения следующие упражнения:

- Чтение через решетку

- Чтение текста, в котором частично затушевывается нижняя или верхняя часть.

Например,

Грушевое яблочко.

Утром Аленка явилась с большим подсолнухом. Подсолнух был широкий, как корзинка, и весь набит черными шелковистыми семечками. Аленка вытаскивала по одному семечку, и в подсолнухе оставалось светлое пустое гнездышко…

3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

По моему мнению, для того, чтобы учащиеся читали правильно, желательно перед чтением текста предлагать им специальные упражнения, составленные из наиболее трудных слов или предложений, входящих в намеченное для чтения произведение. Вот некоторые из этих упражнений.

1. Читай внимательно: Слова различаются одной-двумя буквами. Одно слово взято из текста, другое, похожее предлагается для чтения в паре с ним. Например, предложила – переложила, поглядывал – подглядывал, ногти – когти, отравила – отправила.

2. Если есть возможность работы с карандашом, то лучше использовать такой вариант упражнения. Подчеркни буквы, которыми слова отличаются, прочитай правильно.

3. «Редактирование» Найди ошибки, исправь, прочитай правильно.

Кто любит пруд – того и люди чтут.

У работящего в руках тело спорится.

Без пруда не вытащишь рыбку из труда.

Кто привык трудиться, тому без мела не сидится.

4. Кроме упражнений, формирующих внимание к графическому образу слова, я использую для обучения правильному чтению и другие задания. Например, чтение до первой ошибки. Ученик читает до первой ошибки, дети замечают искажение, поднимают руки, чтобы перечитать слово правильно. Другой ученик продолжает чтение до первой ошибки.

5. Орфоэпические задания со словами, входящими в текст, намеченный для чтения. Прочитай правильно: Орел, когти, овечка, поджаренного, спасибо, пожалуйста. Правильно делай ударение: послала.

4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ.

Этот навык техники чтения незаслуженно отодвинут на задний план. Очень часто работа над данным видом навыка чтения приводит к типичной ошибке – скандированию художественных текстов. Для искоренения данного вида ошибок я использую следующие упражнения.

Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков». Начнем с того, что интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако, в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, те6мп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.

1. Чтобы научиться менять силу голоса, я использую следующее упражнение: разбуди человека тихим голосом, затем более громким, громким и, наконец, очень громким голосом.

2. Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и выделении наиболее значимых слов. Например, ребенку предлагается определить, какое из первых двух слов необходимо выделить голосом, а также выделить психологическую паузу в последней строчке.

И, шествую важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах … а сам с ноготок.

3. Наряду с логической паузой существует пауза психологическая. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Например, На пороге сидит старуха,

А перед нею …. разбитое корыто.

Ниже приведены еще несколько заданий для развития навыка выразительного чтения.

3. Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдешь сегодня в театр?

Ты пойдешь сегодня в театр ?

Понаблюдай, как меняется смысл предложения в зависимости от логического ударения.

4. Кто больше?

Задача: произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Можно произнести слово радостно, требовательно, умоляюще, печально, испуганно, возмущенно, обиженно, уныло, разочарованно, равнодушно, таинственно, презрительно.

5. Театр одного актера.

Задача: рассказать стихотворение, но не так, как обычно, а различными способами: очень громко, шепотом, медленно (со скоростью улитки), быстро (со скоростью пулеметной очереди); как иностранец, плохо владеющий русским языком.

Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста

Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказыва ется на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

Постепенно глаз получает возможность за бегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:

1. Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыду щие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ - ЗУБ, ДОМ - ЗУБ - НОС, ДОМ - ЗУБ - НОС - ЛЕС, ДОМ - ЗУБ - НОС -ЛЕС - СЫР,...

2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к ко торому они относятся. Например: в лесу, по реке; и сказала.

3. Читай скороговорку многократно от начала до конца « по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая паль цем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секун домера.

4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе; повто рив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕ ЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыду щие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.

5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.

Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно. СРЕДНЕ - норма чтения со всеми правилами вырази тельности. БЫСТРО - скороговорка.

7. Чтение отрывков в разных темпах.

а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО -ОБЫЧНО - ГРОМКО; ГРОМКО - ТИХО - ОБЫЧНО;

8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и поста райся передать своё отношение к прочитанному.

9.Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрос лым, записывая время:

Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.

Ребёнок: 1 мин.16 сек, 1 мин, 50 сек, 46 сек

Далее предлагаются конкретные задания по типу которых каждый педагог может составить подобные . Назначением этих упражнений является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.

1. . Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.

ОСЫ мак

Кот усы

Рот кит

рак рог

2.Скажи, чем похожи и чем отличаются.

ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА

3.К аждый последующий слог произноси всё громче, затем всё тише:

Ра-ру-ры-ри-рэ-ре. за-зу-зы-зи-за-зя

4.Исправь ошибки.

Бьётся как рыба о мёд.

Лентяй да шалопай - два родных врата.

5.Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.

Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.

6.Прочитай и напиши названия птиц. Для этого

надо переставить слоги.

НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ

Читай слова в столбиках и строчках « по кругу»

Кит

и у кита

хомяки

кот

у кота

тюлени

заяц

бобр

растут у бобра

мотыльки сверчки

морж

у моржа

тигры

крот

отпустил

львы

лиса

и у лисы

мыши

Все слова первого столбика измени по образцу лиса - лисы.

Все слова третьего столбика измени по образцу; лисы – лиса

7.Прочитай скороговорку, причитывай по одном слову.

У осы не усы, не усищи, а усики.

8.Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?

Медведь не по одной ягодке срывает, а вес куст целиком обсасывает.

9.Прочитай предложение с интонацией: удивле ния, осуждения, возмущения.

Ну и жадный же ты, мишка!

10.Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко; сначала очень громко, а закончи очень тихо.

Смотри, объешься - живот заболит.

11. Какие они по-твоему? Соедини слова стрелками.

Волк осторожная, хитрая.

Лиса злой, жадный.

Заяц запасливая, пугливая.

12. Расставь правильно перепутанные слоги:

дыш-когнёз

точ-ки-лис

гол-и-ки

13. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:

Ли-са-ды-ра-ки-ты

ла-па-ра-но-ша-лун

14.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

ФЫВАИВАНГОР _________

САШАИТЮБЬЛТ _____________

ОНМАКНГТАНЯ _________________

15.Прочитай предложения. Следи за вдохом и выдо хом.

Была гроза (вдох) и гром. Была гроза и гром, (выдох). Саше не слышно было, (вдох) прошла ли гроза.

Почему киты молчат? Ничего не говорят.

Почему киты молчат? Ничего не говорят.

Почему киты молчат? Ничего не говорят.

17.Предложение прочитай с интонациями: удивления, сомнения, радости.

"Хорошо в лесу осенью!"

17.а)Сопровождай фразу: "Я очень рад" различными жестами:

Протяни радостно руку для приветствия,

Отдёрни руку испуганно,

Сердито пригрози пальцем,

Пожми равнодушно плечами,

Подзови хитро к себе.

18.Прочитай слова в порядке усиления действия:

пронеслась, прошла, пробежала

19.Соедини пословицы в левой части с половинкой правой.

Ученье – свет, а по уму провожают

По одежде встречают, и не будет скуки

Не сиди сложа руки а неученье – тьма

20.Исправь ошибку.

Рог до ушей - хоть завязки пришей.

21.Читай скороговорку « по кругу», увеличивая скорость.

Наш Полкан попал в капкан.

22. Прочитай предложения, распределяя правильно дыхание.

(вдох) И дом у него без печки (вдох) - \просто собачья будка, (вдох) \а там соломка постелена, (вдох) \а ему не холодно.

23.Какой слог надо добавить, чтобы получились слова? Напиши эти слова.

Мисс___ реп___ масс____ чаш___ лож_____

24. Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.

ФЫВАПРЕНОТМ

ЯЧСМЕДВЕДЬ

ЭЖДВОРОНАПА

КЕНРОМЫШИ

Расставь паузы «/».

Лиса тащит детям то мышк у, то птицу, то зайца . Сядет в сторону и следит как лисята добычу ловить учатся.

26. К данным словам подбери слова с противополож ным значением.

Глубокая-? Длинная- ?

Чистая - ? Грустная- ?

Сядет - ?

27.Читай как одно слово предлоги со словами.

На рыбалку от воды к реке на берегу за поплавком

28. Исправь ошибки.

На безрыбье и бак - рыба.

Под лежачий камень мода не течёт.

Купить кита в мешке.

29. В каком порядке можно поставить эти слова?

Ручей, лужа, пруд, река, море, океан, озеро

30.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.

РЕКА, КАЗАК, СУМКА,

РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.

31.Ответь. Кто летает? Бегает? Плавает?

Сорока, собака, воробей, щука, заяц, лещ, воро на, аист, тюлень, снегирь, журавль, пчела, жи раф, мышь, окунь, волк, синица, акула.

32.Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?

ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП

33. Буратино подчёркивал буквы как на образце: А и Б . Найди ошибки.

Й Ц У А К Е Е Н А Н Г Ш Б Ш Щ Д Ф Х Ъ Ф А Ы В А П Е Р О Л Е Д Ж Э А Я Ч С Е Б И А Т Ь Б Ю Й Ц Б


извлечь из мертвой буквы живой смысл»

К.Д. Ушинский

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей.

Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников.

Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.

Чтение - это труд. Наша задача - сделать его более производительным, продуктивным.

Навык беглого, осознанного и выразительного чтения закладывается в начальных классах.

Как помочь детям справиться с трудностями при обучении чтению?

Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. « И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть».

Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.

Чтение является сложным актом, который включает в себя:

1. Технические навыки - правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой.

2. Процесс понимания смысла читаемого - извлечение смысла, содержания.

Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений.

(Т. Г. Егоров).

В процессе обучения чтению школьники упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако, значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент часто перемещается на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.

Существуют причины, тормозящие скорость чтения:

Природный темп деятельности

Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.

Темп деятельности - это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Темп деятельности, являясь врождённым, определяет насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Но, хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться.

Это значит, что, используя определенные упражнения, можно увеличивать темп чтения.

Такими упражнениями могут быть:

1. Многократное прочтение

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удаётся прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение 4-5раз (или до того момента, когда количество слов перестанет увеличиваться).

2. Молния

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

3. Буксир

Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.

Регрессии

Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст - как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

Причины регрессий

1. Сила привычки.

Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. Очень часто мы, сами того не замечая, формируем у ребенка эту привычку. На первых этапах, когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитывают слово вновь, а лишь проговаривают прочитанное, привыкая к такому способу осмысления.

Или другой вариант, когда родители слишком торопятся и хотят, чтобы ребенок как можно быстрей начал читать целым словом, в то время как ребенок еще не готов к новому способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам (трудно с первого раза прочитать по-другому), а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом. И то, и другое формирует привычку к регрессии. Кроме того, последний вариант способствует формированию привычки в дальнейшем всегда перечитывать длинные и трудные по написанию слова.

2. Кажущиеся трудности текста.

Если причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребенка, то в этом случае предложите ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты ненужными.

3. Отсутствие внимания.

Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение. Возможно, ребенок устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает ему сконцентрироваться. Дайте ребенку время на отдых. Кроме того, вы можете использовать некоторые упражнения для концентрации внимания.

Устранение регрессии

Последние две причины - явления временные и достаточно легко снимаются. Их влияние на скорость чтения не особенно значительно. В то время как первая причина - сила привычки (как и все привычки человека) - явление достаточно устойчивое, и для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения.

Упражнение «Чтение с окошечком».

Вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см. С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие -«окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы.

Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться.

Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания. Для того чтобы преодолеть силу привычки к регрессиям, необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо. Формирование новой привычки или переучивание -достаточно длительный процесс, ведь привычка - это автоматизированное действие. Поэтому нужно использовать «окошечко» постоянно при чтении текстов, заданных на дом.

Регрессии нарушают правильность чтения. Но методика обучения чтению располагает немалым запасом средств, которые позволяют свести к минимуму регрессии и подчинить их смысловой стороне чтения.

1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

козы - косы

трава - травы

ветер - вечер

взбежал - вбежал

2. «Найди лишнее слово»

(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)

Шляпа шляпа шляпы шляпа

Стол столб стол стол

Дом дом дом ком

Галка палка палка палка

Лапа лапа лапа липа

Попал пропал попал попал

Мишка Мишка Миска Мишка

ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО

3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух - глух - слух

вьют - вьюн - вьюга

4. Чтение цепочек родственных слов:

вода - водный - подводный

лес - лесной - лесник - подлесок

5. Чтение слов, в которых парные по твердости - мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест - есть

галка - галька

угол - уголь

6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.

Раз - ли - ва - лось разливалось

Пу -те -шест-во-вать путешествовать

За - швы - ря - ли зашвыряли

7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛи

БРЫЗгаЛИ

ПРОкриЧАли

Антиципация

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому - смысловой догадкой.

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием.

В тоже время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации

1. Чтение с пропущенными окончаниями.

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет - и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! - и накрыла его сверху.

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.

2. Доскажи строчку.

Ло - ло - ло - как на улице … (светло)

Ул - ул- ул - у меня сломался … (стул)

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не … (любила).

3. Занимательные модели.

Е- (мел, сел, лес)

е - - (еда, ели, ела)

е - - - (енот, езда, ерши)

Е - - (леса, село, пела)

4. Слова-невидимки

Я толстый и большой. С - - -

Я там, где боль. Я - ах, я - ой! С - - -

На мне кузнечики звенят. С - - -

А я - конечный результат. И - - -

(слон, стон, стог, итог)

5. «Чтение наоборот» по словам.

Написанное причитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, и т.д.

6. «Поиск смысловых несуразностей».

Детям предлагается специально подготовленный текст, в котором наряду с обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие нелепым описание.

Например: «Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом».

7. «Чтение текста через слово».

8. Чтение с помощью «Решетки».

Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста.

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут.

Артикуляция

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Для процесса чтения чрезвычайно важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое произнесение звуков, соблюдение правил орфоэпии - произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами.

1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...

(Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения).

з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...

С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш... 

Ба - бя бо - бё бу - бю бэ - бе бы - би 

За - зя зо - зё зу - зю зэ - зе зы - зи 

Фа - фя фо - фё фу - фю фы - фи фэ - фе 

Ла - ля ло - лё лу - лю лы - ли лэ - ле

2. Чтение скороговорок.

Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги. 

Утром присев на пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.

Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз. 

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани. 

Шел Егор через двор

С топором чинить забор.

3. Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения используем работу со структурными слоговыми таблицами.

4. Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения.

В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы следующего вида:

Неправильное дыхание

Для формирования навыка владения дыханием и голосом предлагаем следующие упражнения

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

«Побрызгайте белье водой» (в один прием, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

«Сдерживание дыхания»

Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

«В цветочном магазине»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

«Выдох со счетом»

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка... (и т.д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

«Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].

Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.

«В лифте»

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Малое поле зрения

Поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации.

Малое поле зрения - большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

1. На решение этой задачи направлено упражнение «Пирамида».

Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать сло-во по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.

Психологи убедительно доказали, что размер оперативного поля, с которого происходит съем информации, зависит от обучения. Значительно расширяют поле зрения широко известные у психологов цифровые таблицы Шульте. Но при работе с ними глаза читающего движутся скачкообразно. А для расширения поля зрения необходима фиксация глаз в одном центре.

Расположив в центре зеленую точку или вопросительный знак, можно успешно применять таблицы на практике. При работе с этими таблицами необходимо волевое усилие. Взгляд обязательно фиксируется на зеленой точке в центре таблицы. Ставится задача видеть всю таблицу целиком. Взрослый называет букву, ребёнок должен найти её, не отрывая взгляда от центра.

Чтение первого и последнего слогов на строке.

Барсучий нос (отрывок)

К. Паустовский

Че рез полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос , по хожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности

«Словесная пирамида»

Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем.

Читаем слова в разном темпе:

Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА»

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.

Уровень организации внимания

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все,

что только входит в душу человека из внешнего мира».

К. Д. Ушинский

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание.

Свойства внимания

Задание : Найди среди букв слова и подчеркни их.

Оасолнцетиоьстолпои

Киноыаелмухаорлфсыропрмама

рпмашина

Задание : Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.

СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ

МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС

ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО

Задание : Сравните две таблицы. Выпишите буквы из правой таблицы в соответствии со следованием чисел в левой. Объясните смысл пословицы, которая у вас получится при правильном ответе.

У страха глаза велики.

Упражнение «Клетчатая таблица»

I этап Рассмотреть таблицу и найти вcе числа чёрного цвета от 1 до 12

Объём внимания

Это упражнение проводится коллективно, чтобы ребёнку было с кем соревноваться.

По сигналу «Внимание» показать карточку (см. образец), но не более, чем на 2 сек. Ребёнок должен прочесть предъявляемый материал и записать его.

По мере тренировок увеличивать объём материала.

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

К П Т Н С Д

Б М Д Р К Л Ф

С Т П Ц Г В Д К

М В П К Ш Л Ч Б С

Предложения, Содержащие от 5 до 16 букв, например:

Дым идёт.

Двор чист.

Что делать?

Ученье - свет.

Птица поёт

Концентрация внимания

Задание : Постарайся без ошибок переписать следующие строки:

Аммадама реберге ассамаса

Гесклалла ессанессас

Еналсстаде енадслат етальтаррс

Усогката лиммодорра клатимор

Определить и развивать объём и концентрацию внимания позволяют корректурные пробы

Развитие оперативной памяти

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это значит?

Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего - четвертого слова - забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов.

В каждом из 18 диктантов имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова - “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца.

Как лучше проводить зрительные диктанты?

Выписываются шесть предложений одного из наборов и закрываются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребёнок в течение определенного времени (время указано для каждого предложения) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении времени предложение стирается и предлагается записать его в тетради.

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.

На шесть предложений обычно уходит от 5 до 8 минут времени.

Итак, в среднем на один набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов - 54 дня, около двух месяцев. За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами - это уже ничего не дает.

Примеры наборов предложений (диктанты Федоренко)

1. На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук.

2. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры

4. По лесной заросшей тропе идет группа туристов.

5. Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом.

6. Россия живет в мире и дружбе с другими народами.

Развитие оперативной памяти

Разновидностью зрительных диктантов является следующее упражнение:

Предложение на доске: Наташа отдала Свете одну вафлю.

Прочитайте и запомните предложение.

Первые буквы всех слов вставьте по порядку в таблицу.

Использование в практике этой системы упражнений способствует совершенствованию техники чтения:

Увеличился объём зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;

Выработан навык антиципаций;

Сформирована устойчивость внимания;

Не имеют место регрессии;

Увеличился словарный запас;

Развит артикуляционный аппарат.

Сформированность техники чтения влияет на:

Общее развитие речи - учащиеся в своей речи используют чаще распространённые предложения, эпитеты, сравнения;

Повышение качества успеваемости;

Сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень.

Представленные упражнения помогут устранить причины трудностей и совершенствовать техническую составляющую процесса чтения, а следовательно помогут вашему ребёнку-школьнику в обучении в целом. Знакомьтесь с разделами постепенно, занимайтесь регулярно и с интересом, а читайте увлечённо, всей семьёй.

Успехов Вам!

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения
2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата
3. Упражнения, развивающие боковое зрение и обрабатывающие прямой взгляд
4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям
5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания
6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух
7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания
8. Упражнения, развивающие логическое мышление
9. Упражнения на развитие навыка осознанного чтения
9.1 Логические упражнения
9.2 Игры по составлению слов
10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения
11. Упражнения на развитие выразительности чтения

Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, мы его хлоп –
И поймали: з-з-з.
Пусть летит!

2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

4) Читаем цепочку слогов:

5) Читаем слова с наращиванием:

По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.

3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд

1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)

10 25 14 2
13 15 20 5
19 11 23 24
21 16 7 17
12 22 8 9

Алгоритм использования:

  1. Как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;
  2. Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят её всю целиком.

«Сажаем морковку»

а) На доске или на бумаге изображается ящик с морковкой. По рисунку – вопросы и комментарии.

– Если морковка находится в ящике, какая её часть будет видна? (Хвостик)
– Вот именно, на хвостик и будет направлен прямой взгляд. Глядя на первый слог, увидишь все слово на морковке.
Для упражнения могут быть взяты различные слова из читаемого текста, однако при подборе слов следует учитывать, что ребенок в состоянии увидеть боковым зрением не более пяти букв.

б) «Длинная морковка»

– Что делать, если морковка вырастет слишком большая и слово на ней внутри ящика не помещается, так как содержит более пяти букв и выходит за пределы прямого взгляда? Тогда морковка будет выглядеть таким образом:

– Что в этом случае мы видим, глядя на ящик с морковкой? (Хвостик и кончик, а середина в ящике. ) Следовательно, прямой взгляд можно переносит с хвостика на кончик.
В данном упражнении отрабатывается не только боковое зрение, но и умение управлять прямым взглядом, контролировать ту часть слова, которую ребенок видит боковым зрением, умение ориентироваться в слове и избегать ошибок при чтении окончаний. Ведь в момент, когда взгляд направлен на хвостик, боковое зрение улавливает то, что написано на морковке в ящике. Перенося взгляд с хвостика на кончик, ребенок снова видит середину слова, контролируя себя. Перегнув таким образом, взглядом с 1-го слога на последний и увидев при этом середину слова, ребенок, уже не прочитывая, может быстро ее проговорить.

«Робот»

Встречая новое, труднопрочитываемое слово, ребенок не может воспользоваться боковым зрением и читает слово по слогам, нередко при этом искажая его. Слово печатается крупно на доске, на концах букв рисуются шарики – контакты.
У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только заложенную в них программу: звучать в том месте, на которое направлена указка.
Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову медленно, затем скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и дети прочитывают слово целиком, без ошибок.
Для того чтобы добиться умения не только узнавать такие слова в дальнейшем и проговаривать их, но и ориентироваться прямым взглядом в слове, упражнение усложняется. Учитель с большей скоростью проводит указкой по различным частям слова (в направлении чтения), дети же должны успеть проговорить именно показанный участок.

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:

1) Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными:

2) Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

ЖЗИ ТНО КТРИ

ДРУ ЗБИ СТРУ

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.

Скороговорки

Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

а) Прочитай скороговорки орфографически.
б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием:

тихо громко шепотом немое кино (беззвучно)

«Дом, который построил Джек»

Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

В некотором царстве...
В некотором царстве, в некотором государстве...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

«Найди лишнюю букву»

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

«Найди лишнее слово»

Прочитай. Обоснуй свой выбор.

СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР
ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА

«Фотоглаз»

За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:

ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

«Да или нет?»

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

«Дополни предложение»

Кот мяукал...

6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух

«Игра в прятки»

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

Чтение со счетом слов

1) плотно сожми губы и зубы;
2) читай только глазами;
3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

Чтение под звуковой ориентир

На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает. Если в классе нет магнитофон, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».

7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания

1) Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:

2) Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда тепло (кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

3) В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

4) Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

«Вкусные слова»

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

халва бублики чай лимонад
вафли виноград вишня мандарин

8. Упражнения, развивающие логическое мышление

Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

1) Выполни математическое действие и прочитай слово:

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван)
ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

2) Переставь буквы:

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

3) «Поиск»

Сможешь ли ты найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.

Собака погналась за курицей.
Школьники не смогли поехать на экскурсию.

4) Учимся выражать мысли другими словами.
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

5) Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Например:

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

9. Упражнения на развития навыка осознанного чтения

9.1. Логические упражнения

1) Что общего в этих словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2) Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.

3) Какое слово лишнее?

Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.

4) Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.

6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).
б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной).
в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).

7) Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол.
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

9.2. Игры по составлению слов

1) Найди слово в слове.

гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка

2) Закончи предложение.

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр .

3) Шарады.

(Картина).

С буквой К живу в лесу.
С буквой Ч овец пасу.

(Кабан – чабан).

4) Найди название животных среди строк.

Насос сосет р ечную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов ца рит покой,
Здесь хорошо бродить одной.

10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения

1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).

2) Повтори, что сказал учитель:

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).

4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.

5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

6) Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

11. Упражнения на развитие выразительности чтения

1) Чтение предложений с разной интонацией.

2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.

3) Словарь настроений.

В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение ).

После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.

«Словарь настроений и состояний»

Литература:

  1. Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось – 89, 1999.
  2. Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.
  3. Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.
  4. Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.
  5. Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.
  6. Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.
  7. Начальная школа. № 6 2001.
  8. Читаем после «Азбука с крупными буквами»: учебное пособие/ Н.Н.Павлова; ил.А.В.Кардашука. – М.: ОЛИСС: Эксмо, 2011.– 64с.:ил.