Шепелявость – что это и как исправить. Как избавиться от шепелявости Начал шепелявить взрослый

Шепелявинье – это неправильное произношение свистящих и шипящих. Данный вид нарушения может осложнить ребёнку процесс учёбы, потому что может служить причиной того, что он может путать на слух эти звуки, что отразится на письме.

В пубертатном и более старшем возрастном периоде может проявиться боязнь чтений докладов, выступлений, затруднения в поддержании разговора в малознакомом обществе, стеснение своего дефекта. Чтобы избежать перечисленных трудностей, нужно исправить речевой недостаток. Начало работы – выяснение причин появления нарушения.

Этиология шепелявинья

  1. Отклонения в работе органов артикуляции. Как правило, они проявляются в нарушении тонуса языка или его неправильном положении при произнесении звука; смена зубов.
  2. Подражание кому-либо. Малыш может повторять речь взрослого, который является для него образцом для подражания или копировать манеру говорения своих сверстников. Подросток может пытаться имитировать манеру общаться своего кумира (стоит заинтересовать его другой популярной личностью с хорошо поставленной дикцией).

В первом случае, чтобы исправить дефект нужно провести серьёзную работу для его коррекции. Во втором, нужно провести беседу и убедить в том, что шепелявая речь не совсем понятная для окружающих и им не так просто её воспринимать. Скорректировать нарушение можно в любом возрасте, но нужно сразу настраиваться на продолжительную работу, потому что это может потребовать больше времени, чем будет казаться на первый взгляд.

Если есть сомнения в том, хватит ли Вам времени, сил и знаний для самостоятельных занятий, то лучше записаться на консультацию к логопеду. Он проведёт диагностику Ваш речевой уровень, поможет правильно сформулировать цели и задачи работы, составит учебную программу и покажет в каком направлении надо заниматься. Позже, когда появятся заметные улучшения, логопед может предложить заниматься, не прибегая к его услугам, или Вы сами, поняв в каком направлении нужно заниматься, можете продолжать коррекцию дома.

Содержание коррекционной работы

Основой для исправления дефекта будет служить выработка правильной артикуляции. Подбор упражнений будет зависеть от того, какая группа звуков окажется нарушена. Для нормированного произношения звуков «с», «з», «ц» правильным считается нижнее положение языка, для шипящих – верхнее, похожее на «чашечку». Важной особенностью является и плотное смыкание челюсти. Поэтому и зарядка будет строиться на этих знаниях артикуляции.

Для первой группы подойдут нижеперечисленные упражнения:

  • Уголки губ приподнимаются вверх в улыбке;
  • «Блинчик» — широкий язык кладётся на нижнюю губу;
  • «Наказать непослушный язычок» — это вид массажа для нормализации тонуса языка;
  • «Иголочка» — сделав язык тонким, тянем его вниз;
  • «Вкусное варенье» — движениями вверх-вниз облизать нижнюю губу;
  • «Чистим зубы» — движения языком как в предыдущем упражнении, только облизывать нужно нижние зубы.

Для коррекции звуков «ш», «ж», «щ», «ч» выполняется приведённая ниже гимнастика:

  • «Рупор» — зубы сомкнуты, губы напоминают очертания «окошка»;
  • «Блинчик»;
  • «Наказать непослушный язычок»;
  • «Вкусное варенье» и «Чистим зубы» — движения языка, как и в указанных выше, но облизываются верхние губа и зубы;
  • «Лошадка»;
  • «Чашечка» — передний кончик и боковые края загибаются вверх, чтобы было похоже на «чашу». Это упражнение может представлять трудность, поэтому можно в полученную «чашечку» наливать воду и удерживать её в течение нескольких секунд.

Комплексы описанных упражнений нужно выполнять регулярно, потому что с помощью них и будет сформирована, и отработана правильная работа органов артикуляции. Сюда следует добавить задания на выработку воздушной струи, способы в группах будут различны. Для свистящих берётся за основу «Блинчик» и нужно подуть на язык. Желательно, перед собой положить что-нибудь лёгкое, чтобы можно было сдуть. Для шипящих базой будет «Чашечка», соответственно, струя воздуха направляется вверх. Подспорьем будет, если на кончик носа положить пёрышко, либо ватку и попытаться таким способом сдуть предмет. Важно помнить: вдох делается носом!

Начинать отрабатывать звук нужно после того, как у вас получилось его произнести правильно изолированно. Закрепление начинается со слогов, к ним потом подбираются чистоговорки, слова, составляются предложения с уже отработанным материалом. Чтобы улучшить дикцию, полезными будут скороговорки и тексты, в которых часто встречается одновременно «с»-«ш». Для введения звука в спонтанную речь хорошо подойдут пересказы, заучивание стихотворений, составление рассказа. Если занятия ведутся с ребёнком, то не нужно забывать про картинки – детям трудно без зрительной опоры даются такие задания. Так же для занятий с малышами нужно ввести работу на слуховое различение «с»-«ш», «з»-«ж». Для этого подойдут игры: «Поймай звук» (ребёнок хлопает в ладоши, услышав нужный звук), «Закончи слово» (ребёнку предлагаются на выбор слоги, и он должен выбрать верный). Это хорошая профилактика возможных проблем с чтением и письмом. Перед школой очень важно, чтобы у ребёнка было сформировано произношение всех звуков, так как при письме в начальной школе опора идёт на проговаривание.

Как долго ждать результата?

У детей коррекция звукопроизношения происходит быстрее, чем у взрослого. Главным образом потому, что неправильный звук он употребляет гораздо меньше времени, чем взрослые люди. И для ребёнка ещё немаловажную роль в развитии играет копирование близких ему людей, что является подспорьем в его обучении.

Но и взрослым людям, которые хотят исправить свою речь не стоит переживать. У них коррекция может быть дольше, а может и пройти быстрее: тут большую роль играет мотивация и самоконтроль. Если правильный звук будет поставлен быстро, значит и этап закрепления звука начнётся быстрее. Выполняя все перечисленные рекомендации, от шепелявой речи ничего не останется: вместо неё будет правильная, понятная всем окружающим людям речь.

Шепелявость - расстройство речи, вид нарушения звукопроизношения. Проявляется в трудности воспроизведения свистящих и шипящих звуков. Зачастую дефект исчезает в возрасте пяти лет, после развития артикуляционного аппарата. Но гарантии в этом нет. Поэтому, когда ребенок сильно шепелявит, начните делать упражнения для развития органов речи.

Шепелявость лечим с детства

Считается, что если ребенок шепелявит до пяти лет, не должна вызывать беспокойства. К тому же, маленькая шепелявая кроха, так мило выглядит! Теперь представьте, что это 16-ти летняя девушка в школе, взрослая женщина в офисе. Скорее всего, ей будет не комфортно общаться с людьми, заводить знакомства. То же самое касается мужчин. Шепелявость влияет на дальнейший образ жизни и мешает добиваться целей. Человек просто стесняется говорить, высказать идеи, мнение.

Наивно до 5-6 лет ожидать, что дефект пройдет сам собой. Когда это не происходит, на ребенка сваливается слишком много - ведь вот-вот идти в школу. Привычный детский день нарушают походы к стоматологам, логопедам, дефектологам, бесконечные тренировки дома. Есть все предпосылки к эмоциональному выгоранию: стрессы, переутомление, требования взрослых. Появляются страхи, что не исправится речь, будут смеяться одноклассники, соответственно формируется боязнь школы.

Чем раньше приступить к лечению шепелявости у ребенка, тем лучше.


Причины шепелявости

Для начала посетите логопеда. Он проведет тщательный осмотр и подскажет подходящее лечение. В зависимости, когда ребенок сильно шепелявит, ее исправлять будут стоматолог, хирург, отоларинголог. Устранить недуг можно выяснив его причину:

  • Наследственность;
  • Патологии органов речи. Бывают врожденными;
  • Травмы лица;
  • Неврологические нарушения;
  • Челюстно-лицевой аппарат неправильно развит. Отражается на прикусе, небе, диастеме;
  • Копирование манеры речи. Ребенок подражает персонажу с экрана, другу или родственнику. Проведите беседу и объясните, что так не нужно говорить. Похвалите другого героя кино или мультфильма, который разговаривает правильно. Разыграйте по ролям свой «спектакль».

6 упражнений от шепелявости для детей


Идея : для таких занятий понадобиться зеркало, чтобы ребенок мог видеть правильность выполнения задания, движение губ, языка. Можете подарить малышу настольное детское зеркало. Это создает приятные ассоциации с занятиями.

В этой статье я хочу рассказать о речевом дефекте, всем известном как шепелявость, который многие пытаются представить как признак индивидуальности, но на мой взгляд, шепелявить – это скорее нежелание бороться с собственными проблемами. Если шепелявость мешает жить, то от нее необходимо по возможности избавиться, тем более, что часто это сделать вполне реально и в конце статьи я расскажу как это сделать.

Почему же взрослые люди неверно выговаривают отдельные звуки?

Порой эта привычка тянется с детства. Не все родители бывают обеспокоены неправильной речью ребенка, и не всегда показывают его логопедам. Привычка шепелявить плотно укореняется, и с годами от нее становиться все труднее избавиться, так как у взрослых людей уже повышен тонус мышц глотки, и чтобы «перетянуть» их в русло нужной артикуляции, и избавиться от затрудненной речи – понадобиться кропотливая и долгая работа. Отвечая на вопрос, как избавиться от шепелявости и предупредить ее появление, педиатры всегда советуют вовремя обращать внимание на речевые дефекты детей и своевременно принимать меры для избавления от подобных изъянов.

Одной из причин обыкновения шепелявить считают строение речевого аппарата и неправильный прикус. «Заработать» шепелявость можно также пережив сильный стресс, испуг, или страдая плохой координацией слуха и голоса. Надо отметить, что люди с таким нарушением со временем становятся более замкнутыми, избегают общества и постоянно контролируют себя. С годами это может привести к риску возникновения неврозов и комплексов.

Итак, как же перестать шепелявить?

Конечно консультации логопеда тут не будут лишними, так как специалисты своего дела всегда помогут качественно подобрать индивидуальный курс для тренировки речи. С учетом специфики каждого отдельно взятого случая – врачи подбирают соответствующие группы слов, фраз и скороговорок.
Принимая решения избавиться от привычки шепелявить самим, без помощи логопеда, надо взять за основу несколько ключевых моментов:
При шепелявости необходимо проверить насколько правильно и ритмично работает носовое дыхание – ведь именно по причине затрудненного дыхания носом, у человека входит в привычку начинать дышать ртом, при этом мышцы языка становятся вялыми, а звук «с» при его произношении превращается в «ш».

Признаки катаракты глаза и симптомы на начальных стадиях

Упражнения для устранения шепелявости

Существует пара актуальных корректирующих упражнений чтобы устранить шепелявость:

  • Приоткрыв рот, надо будет выдвинуть и положить язык на нижнюю губу. Затем произнести «ля –ля –ля». Проделывая это упражнение, надо следить, чтобы кончик языка касался уголков рта. Это поможет напрячь мышцы и придать им эластичности.
  • Также, чуть приоткрыв рот, можно придать языку форму чашечки, для того чтобы потом было легче произносить проблемные буквы.

Для начала надо добиться закрепления отдельных звуков вслух, или даже лучше нараспев. Затем, добившись результата, начать избавляться от шепелявости в слогах, коротких словах и фразах. После в сложноподчиненных словах и скороговорках.
Настоятельно рекомендую для закрепления уроков по избавлению от дефектов речи использовать голосовую запись упражнений с тем, чтобы наглядно проверять свои успехи в правильности произношения.

Вот еще пара оригинальных упражнений, позволяющих улучшить дикцию, и не только:

Упражнение “Пробка”

“Разговор с закрытым ртом”

Шепелявость – дефект речи, при котором наблюдается неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом дефект никак не влияет на понятность речи и корректность ее грамматического и логического построения. Помочь человеку разобраться, как перестать шепелявить, может логопед, а также несколько советов для работы над восстановлением речи на дому.

Расстройства речи не возникают на пустом месте. Как правило, изменениям функционирования речевого аппарата предшествуют определенные события. Специалисты выделяют несколько факторов, отвечающих на вопрос «Почему человек шепелявит?»:

  • патологии органов речевого аппарата, наблюдающиеся у ребенка с рождения. За развитие нарушений произношения шипящих и свистящих может быть ответственна неправильно развитая уздечка, отклонение длины языка, толстые губы и т.д.;
  • нарушения развития челюстно-лицевого аппарата, включающие в себя неправильный прикус, высокий свод нёба, диастему и другие патологии;
  • нарушения неврологического характера, оказывающие негативное влияние на артикуляционный аппарат;
  • если один из членов семьи страдает от этой проблемы, ребенок шепелявит, подражая его манере речи;
  • физические повреждения лицевой части головы;
  • это нарушение часто диагностируется у пожилых людей, что объясняется снижением слуха или отсутствием зубов;
  • наследственная предрасположенность.

Это расстройство речи – не приговор, а значит, есть способы, как избавиться от шепелявости. Первой ступенью на пути к восстановлению речи является выявление дефекта по его симптомам.

Симптомы

Основные симптомы шепелявости включают в себя следующие моменты:

  • неправильная постановка языка при произношении звуков;
  • затрудненное и неверное произношение свистящих и шипящих звуков;
  • пациенты стараются избегать произношения трудных слов;
  • дети могут путать слоги, заменяя сложные слоги более простыми для произношения;
  • многие шепелявые люди замыкаются в себе и стараются минимизировать живое общение, отдавая предпочтение текстовому общению.

Выявить расстройство среди детей, чья речь только начинает формироваться, бывает сложно. Взрослым больным, в свою очередь, настоятельно рекомендуется не стесняться шепелявости, а немедленно обратиться к специалисту.

Диагностика

При первых проявлениях симптомов шепелявости необходимо обратиться к логопеду, который оценит степень развития патологии и покажет, как научиться выполнять упражнения, лежащие в основе коррекционного курса. В ходе осмотра специалист фиксирует следующие моменты:

  • то, как пациент произносит звуки;
  • особенности функционирования слуховых и зрительных каналов восприятия информации;
  • работа артикуляционного аппарата;
  • психоречевая развитость пациента;
  • навыки письма и чтения;
  • качество памяти;
  • грамотность построения речи.

В зависимости от причин, спровоцировавших возникновение отклонений, пациент может быть направлен на прием к стоматологу, хирургу или отоларингологу.

Коррекция

Восстановление корректного функционирования речевого аппарата требует достаточно продолжительного времени и не дает мгновенных результатов, хотя в случае оперативного вмешательства возможны некоторые улучшения уже через неделю после операции.

Коррекция строится на комплексном подходе к тому, как перестать шепелявить, и включает в себя не только логопедические меры, но и работу педагога, психолога, стоматолога и других специалистов по мере необходимости в каждом отдельном случае.

В проблеме того, как научиться жить без шепелявости, поможет коррекция постановки звукопроизношения и правильного дыхания, упражнения для разработки артикуляционного аппарата, массаж языка и прочие процедуры. Взрослому пациенту в особо тяжелых случаях может потребоваться протезирование зубов, исправление прикуса или операция по коррекции мышц языка.

Гораздо проще коррекция проходит, если ребенок шепелявит до 7 лет. Коррекция звукопроизношения в таком возрасте проводится естественно при соблюдении определенных правил и упражнений для профилактики развития патологии. Подростку, как и более взрослым пациентам, бороться с шепелявостью сложнее, однако избавиться от нее можно, четко придерживаясь плана, составленного специалистом.

Упражнения для коррекции произношения звуков

Несколько основных упражнений, созданных врачами-логопедами, подскажут, как научиться корректировать звукопроизношение самостоятельно. Если делать эти упражнения регулярно, результат не заставит себя ждать.


Выше описаны лишь основные упражнения для коррекции шепелявости. На самом деле, их гораздо больше. Помимо выполнения заданий на разработку речевого аппарата, необходимо также уделять время постановке дыхания, которое часто сбивается во время волнения и становится причиной неправильного произношения звуков, тем самым создавая проблемы не только шепелявым людям.

Родители маленького ребенка должны взять на заметку, как научиться правильно разговаривать с ним в процессе его в развития. В качестве мер профилактики необходимо делать с малышом различные игровые упражнения для постановки правильного звукопроизношения, а также учить ребенка скороговоркам.

Люди шепелявят по самым разным причинам. Некоторым даже нравится такая особенность, однако специалисты напоминают, что шепелявость – это проблема, которую необходимо решать, даже несмотря на то, что она не приносит ощутимого вреда здоровью.

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило! Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило!

Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами. Став чуть старше, он может оказаться «белой вороной» среди сверстников, неизбежно возникнут проблемы с учебой. Если вы желаете своему малышу более счастливой участи, ознакомьтесь с нашим руководством к действию.

Немного о понятии

Под шепелявостью стоит понимать дефект речи, главным симптомом которого является нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. Другими словами, «ж», «ч», «ш», «щ» в словах заменяются на «з», «ц», «с». Более всего распространена подмена звука «с» на «ш»: вместо «сестра» малыш произносит «шештра», вместо «семь» – «шемь» и т.д.

Причинами подобного расстройства речи могут быть короткая уздечка, слабые мышцы языка, неправильный прикус, имеющаяся между передними зубами щель, подражание взрослым с подобным дефектом, долгое пользование соской и т.п.

Шепелявость присуща многим детям. Однако имейте в виду: если до 5 лет она считается нормой, то после пятилетнего рубежа стоит обратить особое внимание на исправление подобной детской «непосредственности» во избежание трудностей с обучением и общением. Поэтому только в ваших силах предотвратить возможные будущие неприятности в жизни вашего ребенка.

1. Убедитесь, что ребенку ничего не мешает правильно дышать.

Определенные проблемы, затрудняющие дыхание через нос, способствуют развитию шепелявости. Это связано с тем, что ребенок начинает дышать через рот, а язык уплощается и высовывается наружу. Даже если внешне все в порядке, стоит показать ребенка отоларингологу. Осмотр врача позволит выявить возможные проблемы с пазухами носа, наличие аллергии и т.д.

2. Прочь бутылочки и соски!

Хоть подобные приспособления и облегчают жизнь родителям, но, увы, очень вредны для детей. Дело в том, что всевозможные соски тормозят развитие оральной моторики, принимающей участие в развитии речи. Поэтому, дорогие мамы и папы, как можно раньше отучите малыша от сосок, а в качестве альтернативного варианта научите пользоваться соломинкой. Она, наоборот, способствует тренировке нужной речевой моторики.

3. Вынимаем палец изо рта.

Другая возможная причина развития шепелявости – сосание пальцев. Поэтому понаблюдайте за малышом: страдает ли он привычкой держать большой палец во рту? Если да – когда чаще всего он это делает? Вашей задачей при наступлении «опасного» момента будет переключение внимания на иное занятие или предмет, скажем, любимую игрушку. Достаточно проблематично быстро избавить малыша от этой вредной привычки, а вот сократить время на нее – вполне посильная задача.

4. Не давите на ребенка!

Реагируйте спокойно и не ругайтесь, если на ваши увещевания и объяснения малыш вновь шепелявит, делает ошибки или сосет палец. Видя ваше негативное отношение, малыш будет расстраиваться: он понимает, что поступает плохо. Забудьте и о привычке постоянно поправлять ребенка и заставлять верно выговаривать слова. Парадокс, но, поступая подобным образом, вы только способствуете укреплению ошибок в речи маленького человечка.

5. Запишитесь на прием к логопеду.

Вы ошибаетесь, если думаете, что шепелявость к определенному возрасту пройдет сама собой. Такое, конечно, случается, но далеко не всегда. Поэтому покажите малыша логопеду, который сможет при помощи эффективного обучения исправить подобную неприятность. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше: речевые дефекты имеют способность закрепляться.

6. Занимаемся с ребенком самостоятельно.

Бывают случаи, когда посещение врача-логопеда в данный момент невозможно. Но и здесь есть решение: не упускать драгоценное время и начать делать с малышом некоторые эффективные упражнения, желательно по несколько раз в день. Благодаря им вы сможете подкорректировать шепелявость ребенка, а в неосложненных случаях и вовсе навсегда забыть о ней.

Некоторые домашние упражнения для занятия с ребенком:

Цокать языком как лошадка;

Разговаривать с закрытым ртом: упражнение сложное, но очень хорошо улучшает дикцию;

Придать языку чашеобразную форму и произносить алфавит по одной букве. Упражнение делается с открытым ртом;

Как можно шире открывать рот и резкими движениями выбрасывать язык изо рта. Малышу можно сказать, что таким образом мы ловим языком комариков.

Избавить малыша от шепелявости – посильная задача. И чтобы она решалась с минимальными усилиями, примите меры, которые в ваших руках. При наличии подобного дефекта речи будьте внимательны к своему ребенку, вовремя покажите его специалистам, наберитесь терпения, спокойствия и любви для выполнения нужных рекомендаций и упражнений. Тогда положительный результат в виде правильной речи вашего малыша не заставит себя ждать.