Как крестили детей до революции. Когда следует крестить ребенка после рождения

Когда мои нецерковные знакомые спрашивают, как покрестить ребёнка или что нужно, чтобы стать крёстным, я интересуюсь: а зачем вам это? Их объяснения условно можно поделить на два типа: либо это обычай – так все делают, либо метафизическая защита от болезней.

Одной такой знакомой в ответ на просьбу стать крёстным её ребёнка я предложил сначала начать читать Евангелие, ходить в храм, чтобы самой понимать, какой путь она предлагает сыну. На это она посетовала, что сейчас некогда. Тогда я предложил отложить крещение ребёнка до того момента, как появится время читать Евангелие и ходить в храм, и услышал очень веский аргумент: «Ты понимаешь, он же у меня аллергик!» На моё возражение, что тогда ребёнка лучше к аллергологу, а не на крещение, последовала продолжительная обида. То же самое происходит с теми, кто собирается быть крёстным. Порой человек все понимает, но виновато смотрит и говорит, что просто не хочет портить отношения с родственниками, которые считают, что оказали ему огромную честь, попросив быть крёстным.

Все эти народные культурные шаблоны и религиозные архетипы никакого отношения к христианству не имеют, а представляют собой дремучее язычество

Все эти народные культурные шаблоны и религиозные архетипы никакого отношения к христианству не имеют, а представляют собой дремучее язычество. Самое печальное, что такому языческому подходу обычно нет никаких препятствий в церкви, более того – он активно поощряется.

Крещение детей в древней церкви

Многие воцерковленные люди тоже предпочитают крестить детей во младенческом возрасте. Причины следующие.

1) Благодатная защита, предоставляется ангел-хранитель.

2) Возможность причащаться, чтобы иметь благодатную защиту, возрастать духовно.

3) Страховка в случае непредвиденной и ранней смерти: некрещёные дети попадают в ад или в какое-то место, близкое к аду.

Есть ещё одна точка зрения на данный вопрос: откладывать крещение до сознательного возраста. Такой позиции обычно придерживаются протестанты, которые отрицают детское крещение, считая это поздним новшеством, которого не было в ранней церкви и которое противоречит Писанию. Эта радикальная позиция слишком однобока, поскольку и у взрослого, и у детского крещения есть свои непременные условия и основания в традиции. У детского таким условием является живая вера их родителей. Известны свидетельства о детском крещении уже во II веке. В христианской письменности до IV века встречаются высказывания отцов церкви как за, так и против крещения детей. В качестве косвенного довода в пользу такового современные верующие приводят крещение апостолом Павлом Лидии и «домашних ее» (Деян 16:15 ), темничного стража и «всех домашних его» (Деян 16:33 ), начальника синагоги Криспа и всего его дома (Деян 18:8 ) и крещение дома Стефанова (1Кор 1:16 ). Но эти места не имеют прямого указания на крещение детей, говорят оппоненты, поэтому также можно предположить, что под «всем домом» понимались все взрослые члены дома мужского пола, что вполне правдоподобно для патриархального сообщества.

Хотя младенческое крещение и было в церкви с самых ранних времён, но до определённого времени преобладающей была традиция взрослого крещения. Свидетельством тому институт катехумената (по-славянски «оглашаемых» – людей, готовящихся принять крещение через последовательное устное наставление и исправление жизни, которое могло длиться до 5 лет). Первая половина главного богослужения – литургии так и называется: «литургия оглашаемых». Святители Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Златоуст крестились в почти тридцатилетнем возрасте, при этом будучи из церковных семей. Что же с ними было до крещения? Они были катехуменами, или оглашаемыми – узнавали свою веру и учились жить по ней. В канонах церкви есть 46-ое правило Лаодикийского собора и 78-е правило 6-го Вселенского собора, обязующие желающих креститься «изучать веру и в пятый день Страстной седмицы давать ответ (в том, что человек на самом деле отрёкся от старой греховной жизни и готов жить по Евангелию – А.К.) епископу или пресвитеру». Которое, очевидно, подразумевает крещение уже взрослых людей, способных к такому изучению и ответу.

Вера стала как бы атрибутом гражданства и признаком лояльности власти, и в церковь хлынули массы народа, лишь формально причислявших себя к христианам

Вместе с тем уже к V веку институт катехумената переживает кризис, не в последнюю очередь связанный с тем, что христианство, легализованное императором Константином в начале IV века, становится государственной религией к концу данного века. В связи с этим вера стала как бы атрибутом гражданства и признаком лояльности власти, и в церковь хлынули массы народа, лишь формально причислявших себя к христианам. Оглашать такое количество людей было даже физически трудно, да и немногие из них всерьёз стремились к какому-то научению. Как следствие, распространяется сначала подростковое, потом детское, а потом и младенческое крещение. Современные сторонники младенческого крещения в полемике с противниками оного приводят правило поместного Карфагенского собора начала V века. «Кто отвергает нужду крещения малых и новорождённых от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало омыть банею пакибытия… то да будет анафема». Но, как нетрудно увидеть, это правило направлено не против собственно практики взрослого крещения, а против пелагианской ереси, согласно которой дети рождаются безгрешными, то есть не несут на себе последствия грехопадения Адама. Сама же практика раннего крещения в Карфагенской церкви, о которой свидетельствует данное правило, во многом связана с учениями блаженного Августина Аврелия, которые в Восточной церкви первоначально авторитета не имели.

Умрёт некрещёным!

Сегодня не только протестанты, но и некоторые православные стали ответственно откладывать крещение детей. Такое решение чаще всего вызывает в современном православии одинаково отрицательную реакцию как у неверующих родственников, так и у священников или других прихожан, которые об этом узнали. Одна знакомая православная испытала тяжелейший прессинг от неверующих родственников, когда не стала крестить своего ребёнка. Близкие искренне не понимали, как такая религиозная родственница вдруг отказывается крестить своё чадо, лишая его всех упомянутых степеней защиты. Священники крайне удивлялись тому, что, подходя на причастие с младенцем на руках, она просила причащать её, а не ребёнка.

Феодор Мопсуэстийский, например, учил, что некрещёные младенцы наследуют рай, так как не могли сами выбирать свою участь

Какие возражения обычно встречают воцерковленные православные родители, откладывающие крещение детей до более сознательного возраста.

1) Как вы можете, будучи православным христианином, лишать ребёнка благодати крещения, не делая его членом церкви!

2) Не даёте возможность ребёнку причащаться! Ведь до 7 лет даже на исповедь не надо – получай благодать безо всяких препон.

3) А вдруг ребёнок умрёт и умрёт некрещёным!

Последним опасением современные православные родители отчасти обязаны бл. Августину, который хотя сам будучи крещён тридцатидвухлетним, дал формальное богословское основание для детского крещения. Как отмечает в своей книге «Катехизация в ранней церкви» диакон Павел Гаврилюк, «согласно этому учению, младенцы, умершие некрещёными, принадлежат к части отверженного Богом человечества (massa damnata) и осуждены на вечные муки, так как на них лежит несмытая вина Адамова греха». Восточные отцы высказывались по вопросу о загробной судьбе катехуменов не столь однозначно. Феодор Мопсуэстийский, например, учил, что некрещёные младенцы наследуют рай, так как не могли сами выбирать свою участь.

Оглашаемые – члены церкви

В древней церкви уверовавших людей обычно сразу не крестили, а поставляли в оглашаемые, читали над ними специальную молитву. И все понимали, что оглашаемые, как верующие во Христа, уже члены церкви! Не было суеверного страха, что Человеколюбивый Бог не явит всю полноту Своей любви к любому некрещёному младенцу или взрослому. Церковь знает много некрещёных святых, например, сорок Севастийских мучеников. В древней Церкви вообще нередко в результате гонений за свою веру погибали и оглашаемые, никто не сомневался тогда в их посмертной участи, считалось, что таковые крещены кровью.

Основываясь на опыте древней церкви, по крайней мере до V века, мы можем сказать, что поставление в оглашаемые – благодатный акт, если он совершается по вере самого оглашаемого или его родителей и восприемников, поручившихся воспитать оглашаемого в вере во Христа. Поэтому нормально ребёнка не крестить, а сделать оглашаемым, понимая, что после этого он становится членом церкви и находится под покровом Божьим, главным залогом которого является христианская вера и жизнь поручителей.

Просто представьте себе младенца на Тайной вечере: апостолы держат кричащего младенца, пока Иисус пытается преподать ему хлеб и вино

Не лишаем ли мы тогда ребёнка участия в Евхаристии? Если воспринимать Евхаристию как акт индивидуального благочестия, то, пожалуй, лишаем. Но если рассматривать её как совместное благодарение всей Церкви и общение учеников Христа, то в таком случае мы не лишаем ребёнка ничего. Просто представьте себе младенца на Тайной вечере: апостолы держат кричащего младенца, пока Иисус пытается преподать ему хлеб и вино.

Фактически приходится различать два взгляда на таинство крещения: крещение как инициация (посвящение), к такой точке зрения был ближе бл. Августин и крещение как поставление на служение, как оно понималось изначально. Отец Николай Афанасьев пишет: «В крещении мы принимаем благодать для служения (latreia), которое для автора послания к Евреям есть священническое служение». Если мы принимаем второй взгляд на крещение, то детское крещение будет тут явно не к месту, а вот поставление в оглашаемые вполне подойдёт. С одной стороны, мы вводим ребёнка в церковь, с другой, оставляем последнее сознательное решение за ним – и ребёнок в данном случае равен себе.

Так что делать сегодня?

Нет нужды отменять или запрещать младенческое крещение, но надо понимать его несовершенный или компромиссный характер. Лучше отговаривать родителей от такого крещения, предлагая им вместо этого поставлять ребёнка в катехумены и научать его вере во Христа. Это поставление можно очень торжественно совершить на приходе. Если же нет такой возможности соделывать младенца оглашаемым в храме в силу несогласия с этим приходского духовенства, настаивающего на обязательном крещении младенца, то прочитать молитву о начале оглашения из чинопоследования крещения над ребёнком могут сами верующие родители вместе с крестными у себя дома.

Ещё один веский аргумент в пользу крещения в сознательном возрасте – это возможность оставить в памяти важнейший момент жизни. Этого так же лишён человек, крещённый во младенчестве, как и сознательного, свободного выбора. Итак, сегодня видится три варианта достойного и ответственного крещения. Самый лучший: посвящение младенца в катехумены и дальнейшее христианское воспитание оглашаемого, пока он сам сможет принять свободное и ответственное решение креститься, лучше всего это делать после 18 лет. Возможно и крещение ребёнка в более позднем возрасте, когда он может сам приносить-произносить крещальные обеты и хотя бы отчасти понимать их смысл и содержание. Такое крещение все равно нужно будет потом восполнять взрослым оглашением. Крещение младенцев резонно только тех, у кого родители являются практикующими христианами.

Мы снова живём в языческом мире, тысячелетнее христианство, наплодившее христиан, не служащих ни Богу, ни ближнему, обессилело и теряет соль

Вопрос с крещением – один из ключевых вопросов современной церкви, если мы хотим, чтобы она состояла из служащих людей, а не номинальных членов. Он ставит нас перед необходимостью возрождения института катехумената, который не был нужен, пока христианство распространялось преимущественно среди иудеев, то есть людей, знающих истинного Бога. Когда же весть о Христе начинает распространяться среди язычников, без катехизации – научения человека жизни по вере – не обойтись. Мы снова живём в языческом мире, тысячелетнее христианство, наплодившее христиан, не служащих ни Богу, ни ближнему, обессилело и теряет соль. Крещальный конвейер, который сейчас можно наблюдать почти на каждом приходе, нужно останавливать. Так же как нельзя крестить взрослых без должной подготовки – катехизации, нельзя крестить и детей, если их родители не воцерковлены и не живут по вере. Думаю, это вопрос выживания нашей церкви в стремительно забывающем Бога и Христа мире.

Крещение ребёнка было важнейшим событием не только в жизни простого населения в России. Рождение ребёнка в царской семье, особенно наследника, а затем и его крещение - важнейшие события в государстве, который обставлялись со всей пышностью и великолепием. Ещё со времён правления царя Иоанна Грозного, пошла традиция так называемых крестильных поездов, когда на красивейших, богато украшенных лошадях ехали целым поездом в церковь, а дорогу поезду окроплял святой водой патриарх или митрополит. Также к Таинству Крещения съезжалось множество иностранных гостей, которые обязательно дарили царственному младенцу многочисленные подарки.

Сама же процедура подготовки в Крещения тщательно готовилась, т.к. все традиции должны были быть соблюдены на высшем уровне. Особое место уделялось пошиву крестильного наряда для новорождённого. Шили его вручную самые известные мастерицы Руси, используя материалы наивысшего качества. В качестве основной ткани использовался тончайший шёлк. Украшался крестильный наряд изысканным брюссельским кружевом тончайшей работы. Само по себе это кружево было уникальным произведением искусства. включал в себя: крестильную рубаху, полотенце, искусно вышитое, а также всевозможные чепчики, изящные косыночки. Крестильные рубахи царственных детей бережно хранились как величайшая ценность. До наших дней сохранился крестильный наряд цесаревича Алексея, сына последнего русского царя Николая II. По этому наряду можно судить о красоте и великолепии крестильных нарядов всех царственных детей на Руси. Они великолепны.

Сама церемония крещения царственного ребёнка также обставлялась со всей пышностью. Обязательно присутствовали лучшие придворные художники, обязанностью которых было запечатлеть самый важный момент в жизни царской семьи - крещение их наследника. До нашего времени сохранились замечательные акварели Михая Зичи, придворного художника, который запечатлел крещение будущего царя - Николая II. Также сохранился и официальный альбом, в котором содержатся уникальные фотографии с Таинства Крещения первой дочери царя Николая II - Ольги.

Таинство венценосных особ начиналось с торжественного шествия в церковь. Если это были домовая церковь, торжественно шли по дворцовым залам. Если церковь находилась вне резиденции царей - ехали парадным выездом до церкви на каретах. Великолепно и богато украшенные кареты сопровождали гвардейцы. Матери не присутствовали при обряде Крещения. Несли младенца так называемые статс-дамы - это придворные дамы высшего ранга. Они, как правило, шли не одни, а в сопровождении двух или более человек (ассистентов), среди которых были различные высшие чины: князья, графы.

В крёстные, венценосным особам выбирали тех, кто мог упрочить и поддержать царя в его правлении. Это были короли, императоры, князья. Так крёстными цесаревича Алексея (сына Николая II) стали Георг V (король Англии), император Германии - Вильгельм II, король Дании - Христиан IX и князь Алексей Александрович.

Приглашение в крёстные означало не только то, что отец и мать хорошо относятся к этому человеку, но также и укрепляло политическое положение России на мировой арене.

По окончании самой церемонии Крещения младенцу преподносили статусные ордена: святого Андрея Первозванного, святого Александра Невского и др. Девочкам же преподносился орден святой Екатерины. Завершался обряд торжественный обедом, на котором присутствовали все высшие лица государства, а также иностранные гости. Иногда количество гостей доходило до тысячи человек.

Во время Крещения младенец, а также его родители получали множество подарков от всех присутствующих на обряде людей. Попасть в число приглашенных на Крещение царского ребёнка было величайшей удачей, и каждый старался отличиться: преподнести самый изысканный и богатый подарок. Самому младенцу дарили набор серебряных ложек, крестики, иконы, в т.ч. и мерные иконы . Матери ребёнка, как правило, преподносили украшения из драгоценных камней. Отцу дарили картины самых известных художников, наборы ножей, различные раритетные книги и т.д.

Позже дни именин царского ребёнка отмечали также с высоким размахом, приглашая за столы до сотни гостей и даря имениннику дорогие подарки. Так цесаревич Алексей однажды получил от своей бабушки - императрицы Марии Фёдоровны - настоящий детский автомобиль, что привело его в небывалый восторг.

Завершалось торжество, как правило, торжественной иллюминацией, которое завораживало гостей своим великолепием и красотой.

Роль крестных родителей у первых христиан невозможно понять, не зная условий, в которых они жили.

Согласно императорским эдиктам, христианство было поставлено вне закона как вредная секта. Приобщение кого-либо к вероучению, которое отрицало божественность правящего Августа и запрещало приносить общеобязательные жертвы богам и изображениям императора, рассматривалось как государственное преступление и преследовалось по закону об оскорблении величия императора.

Для римских христиан было важно такое наставление и воспитание новокрещеных, которое помогло бы им стать настоящими членами Церкви. Особую сложность ситуации придавало то обстоятельство, что, в отличие от более поздних времен, основную часть крестившихся составляли не младенцы, а взрослые люди, приходившие к крещению сознательно. Это понуждало христиан сохранять для них длительный срок оглашения для усвоения сути вероучения и помогать им, удерживая от сомнений и отступлений.

В домах состоятельных римлян жили домашние рабы — прислуга, воспитатели, кормилицы детей. Фактически они были младшими членами семьи, причастными ко всем ее делам. Среди них постепенно распространялось христианство, и для человека, привязанного к детям, было естественно пытаться спасти ребенка для будущей жизни. Это дало основание для тайного обучения детей основам христианской веры и их крещения людьми, не состоящими с ними в кровном родстве. Эти люди становились их восприемниками, крестными родителями.

При крещении взрослого восприемник был свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. При крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, восприемники давали обеты и произносили Символ веры. 54-е правило Карфагенского собора предусматривало: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью».

В развитие 83-го и 72-го правил Карфагенского собора Трулльский собор в 84-м правиле установил, что найденные дети, о крещении которых нет достоверных сведений, также должны были быть крещены. В этом случае восприемники становились фактически наставниками детей.

Первоначально в крещении участвовал только один восприемник: при крещении женщины — женщина, мужчины — мужчина. Впоследствии на крещение была распространена аналогия с физическим рождением: в нем стали участвовать одновременно крестный отец и крестная мать.

Церковные правила (и в полном согласии с ними — гражданские законы принявшей христианство Империи) не допускали до восприемничества физических родителей крещаемого (людей и без того для него близких), малолетних (людей, не способных по возрасту осуществлять духовное наставничество) и монахов (людей, отрешившихся от мира).

В России XVIII-XIX веков в деревнях детей крестили во младенчестве спустя несколько дней, реже — недель от рождения. Последнее было связано не с какими-то особыми обычаями, а, например, с удаленностью деревни от храма.

Как правило (исключения были крайне редки), в крещении детей участвовали восприемники. Их старались выбирать среди хорошо знакомых людей, чаще — родственников.

Среди славянских народов, в том числе и среди русских, очень быстро распространился обычай иметь одновременно крестного отца и крестную мать. Они должны были быть совершеннолетними, способными ответственно относиться к своим обязанностям. В 1836 году Синод установил нижний возрастной предел для крестных — 14 лет. При совершении самого таинства в обязанности крестного отца входила оплата всех материальных расходов по его проведению и последующего празднества, а также забота о крестике для младенца. От крестной матери требовалось преподнести младенцу ризки — ткань, в которую его заворачивали, вынув из купели, одеяло и крестильную рубаху.

Часто крестных родителей старались найти среди кровных родственников, которые могли бы в случае смерти родителей взять на себя ответственность за воспитание детей. Эта практика не осуждалась: считалось, что родственные отношения только укрепляются.

В современной РПЦ сложилась традиция крестить младенца на сороковой день, так как молодая мать после появления ребенка на свет может войти в храм только через сорок дней, когда священник над ней прочитает специальную очистительную молитву; однако так было не всегда.

Например, Александра Сергеевича Пушкина крестили через 12 дней после появления на свет: родился поэт 26 мая 1799 года по старому стилю, а крестили младенца, дав ему родовое имя Пушкиных Александр «июня 8 дня» в елоховском храме Богоявления, о чем есть запись в архивах (Е. Лебедева «Собор Богоявления в Елохове. История храма и прихода»).

При этом торжественном событии присутствовали бабушка поэта Ольга Сергеевна (в девичестве Чичерина) и граф Артемий Иванович Воронцов.

Что это за Таинство?

Крещение – одно из самых древних семи Таинств Русской православной церкви, означающее рождение человека для Бога, рождение в новую Вечную жизнь.

Это Таинство восходит к старозаветному обычаю обрезать иудейских младенцев на 8-й день жизни, что делало их членами общины и давало возможность приступать к пасхальной трапезе. В Ветхом Завете существовал обычай для очищения совершать ритуальное окунание в воду – микву.

Крещение, которое осуществлял Иоанн Предтеча, наполнило этот обряд новым смыслом – это было покаяние в грехах.

И только Крещение Нового Завета стало единственным путем соединения человека с Богом, освобождения его от первородного греха и даровало христианину шанс войти в Божие Царство. Так сказал сам Христос: «...истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).

Дети ощущают благодать сильнее

Евангелие свидетельствуето том, что апостолы, которым сам Спаситель дал способность крестить Духом Святым, крестили целыми семьями и домами, вместе с детьми и младенцами. Так, например, крестился весь дом некоего сотника Корнилия, который во время молитвы увидел Ангела, повелевшего ему позвать апостола Петра, принять Святое Крещение и тем спастись. Сотник не ослушался Ангела, крестил всю свою семью, а из своего дома сделал храм.

Обычай крестить младенцев в христианстве связан еще и со свидетельством того, что дети, даже неразумные, могут ощущать Божью благодать и радоваться ей. Об этом ясно говорит эпизод Евангелия, когда Богородица приходит к Елизавете; первая носит под сердцем Христа, а вторая - Предтечу. И младенец во чреве Елизаветы «взыграл», ощутив близкое присутствие Бога. То же происходит с ребенком – он не понимает всю глубину православия, но с радостью и охотой принимает Таинства и Дары.

Как это происходит

В РПЦ Крещение младенца предваряется несколькими чинопоследованиями: в день рождения над младенцем читают молитву «по внегда родити жене отроча», на восьмой день следует имянаречение новорожденного, когда звучит молитва «во еже назнаменати отроча», после чего читают тропарь Сретения Господня.

А на сороковой день читают очистительную молитву над женщиной и молится за воцерковление ребенка, после чего его крестят, – так следует делать по Требнику – богослужебной книге, в которой описывается как нужно проводить таинства.

Об этом же в своих интервью упоминает протоиерей Андрей Ефанов (Москва).

Если ребенок здоров, то крестить его следует на сороковой день после рождения, если же он может умереть, то крестят как можно раньше. Бывает, что нездорового малыша крестят в роддоме, прямо в реанимации.

В РПЦ Таинства Крещения и Миропомазания представляют собой одно общее целое – после крещения над младенцем совершают Миропомазание. У католиков таинства разделены, и ребенка в первый раз мажут миром только на конфирмации, спустя много лет после рождения.

До революции детей крестили на восьмой день; мать при этом чаще всего отсутствовала из-за запрета посещать храм.

Младенцу нужен поручитель

По правилам первого собора младенцу необходим крестный – поручитель перед Богом; мужчина, если это мальчик, и женщина – если это девочка. Традиция иметь двух крестных появилась на Руси в XIV веке и распространения в других странах не получила.

Часто с Таинством суеверные люди связывают множество примет и непонятных поверий, но на самом деле следует знать одно – если вы хотите, чтобы ваше дитя получило Божью благодать – крестить его надо обязательно.

Крестить могут как погружением в святую воду, так и окроплением, поливанием сверху.

Ограничений нет

Нет никаких ограничений для Крещения, связанных с праздничными или постными днями, Великим постом или трауром в семье. Священник может перенести Таинство на другой день только в силу большой загруженности, но если присутствуют особые обстоятельства, он совершит его в любой день.

Следует помнить, что при непосредственной угрозе жизни младенца Таинство Крещения может провести мирянин – для этого ему нужно с молитвой трижды окунуть младенца в святую воду, а если ребенок остаётся жив, то священник восполняет Таинство Крещения Миропомазанием.

Очень часто родители ребенка не могут сразу собраться в церковь, то и дело мешают болезни, смерть родственников, командировки, они не могут найти крестных, а ребенок тем временем подрастает. Настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» (Димитровград) Петр Гурьянов считает, что если родители – воцерковленные православные христиане, то никаких канонических препятствий к крещению ребенка не существует, и в таком случае делать это необходимо как можно скорее.

Сегодня наша встреча посвящена организации катехизаторской деятельности на приходах - одной из наиболее актуальных тем современной церковной жизни. На общецерковном уровне проходит разработка и обсуждение документов, которые не просто регламентировали бы катехизаторскую деятельность приходов, но и помогли бы организовать ее наиболее эффективно.

Все мы знаем, отцы и братия, что Церковь переживает особый период своей истории, который принято называть временем ее возрождения, или даже временем второго Крещения Руси. Строятся храмы, открываются духовные школы, все новые люди приходят в Церковь, принимают Крещение и крестят своих детей. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих выступлениях неоднократно говорил о том, что «итогом начального периода новейшей истории нашей Церкви стало то, что по разным данным в среднем от 60 до 80% населения… именуют себя православными. Но какова же на самом деле ситуация на местах? Любой, кто не оторван от реальности, осознает, что, если говорить об активных верующих, регулярно причащающихся и участвующих в церковной жизни, то доля такого населения гораздо ниже указанных процентов». Эту ситуацию нельзя назвать нормальной. Поэтому на тех, кто относит себя к Православию, но не является активными верующими, должна распространяться наша особая пастырская забота - подчеркивает Святейший Патриарх. Она состоит, прежде всего, в том, что мы обязаны дать верные представления о Православии и церковной жизни всем, кто приходит в Церковь - как людям, желающим креститься, так и тем, кто, будучи крещен, остается пока православным человеком чисто формально.

Я хотел бы особо подчеркнуть, отцы и братия: дело, о котором мы говорим сегодня - не временная кампания и не какое-то нововведение, которое приходится возводить на пустом месте. Катехизация, то есть научение вере, приобщение христиан к полноте церковной жизни - это то, что было присуще Церкви Христовой с самого начала ее существования, и это неотъемлемая часть служения каждого добросовестного и ответственного священника. Однако поскольку на разных исторических этапах жизнь Церкви имела какие-то свои особенности, ее катехизаторская деятельность также имела различные формы. Сегодня мы ищем формы этой работы, наиболее адекватные в современных условиях.

Поскольку слово катехизация первоначально означало подготовку к Таинству крещения, мне хотелось бы напомнить вам, как относились к этому Таинству и как происходило научение вере в нашей Церкви в разные времена, чтобы лучше понять корни тех проблем, которые существуют сегодня.

В первые века христианства Таинство совершалось в основном над взрослыми людьми. До IV в. крещение детей было, скорее, исключением и совершалось тогда, когда люди приходили в Церковь всей семьей, «всем домом» (пример тому – повествование о крещении Корнилия Сотника в 10 главе книги Деяний святых апостолов). В апостольские времена катехизация представляла собой устное наставление в вере, главным основанием для Крещения было исповедание веры в Господа Иисуса Христа как Сына Божия, Распятого и Воскресшего.

Во II-III вв. в Римской империи Крещению предшествовал длительный (до трех лет) период оглашения. В условиях, когда Церковь была гонимой, преследуемой, каждый из христиан должен был быть готов отдать свою жизнь за исповедание веры. В период оглашения пристальное внимание уделялось изменению жизни человека, в то время, как вся Церковь усиленно молилась за желающих принять святое Крещение.

Делу наставления новоначальных посвящали свои труды многие святые отцы Церкви: до наших дней дошли огласительные беседы святителя Кирилла Иерусалимского, огласительное слово святителя Григория Нисского и многие другие святоотеческие наставления. Живым свидетельством заботы Церкви о том, чтобы преподать крещаемым ее учение неповрежденным, остается наш Символ веры : и первоначальный Никейский, и нынешний Никео-Цареградский Символ веры - это не что иное, как краткое изложение вероучения для желающих креститься.

Когда христианство стало не просто разрешенной, но и господствующей религией, т.е. примерно к IV в., сложилась тенденция, следы которой наблюдаются и в нашей сегодняшней жизни. Стало принятым откладывать крещение на самое позднее время жизни человека, чуть ли не до смертного одра. Люди знакомились с учением Церкви, даже признавали себя христианами, но откладывали «на потом» свое крещение и участие в Таинствах, зная, что для того, чтобы жить по-христиански, нужно бороться со всем плохим, что есть в себе, но не находили в себе сил и желания вести такую борьбу. Многие тогда, как часто и сейчас бывает, считали, что сначала следует «пожить для себя», воспользовавшись всем тем приятным, что есть в этой жизни, а потом уже, на ее исходе, «подумать о душе», уделить время Богу. Эта традиция была глубоко неправильной, она была искажением понятий о Церкви и имела своим содержанием желание человека «перехитрить» Бога и самого себя. Однако она была настолько распространенной, что многие из выдающихся людей, даже святых, крестились не просто в сознательном, но даже в преклонном возрасте. Самый известный пример – святой равноапостольный Константин Великий, который принял Крещение буквально на смертном одре. В таких условиях традиция первых веков с длительным периодом оглашения для подготовки ко Крещению оказалась разрушенной: этот период затягивался на неопределенный срок. Только усилиями многих святых отцов Церкви, разъяснявших глубокую неправильность этого обычая, он был преодолен. Вместе с тем претерпела изменения и система подготовки к Таинству Крещения: в этот период научение оглашенных основам вероучения начинают проводить в течение 40 дней Великого поста, чтобы совершить над ними святое Крещение на особой крещальной литургии в Великую субботу. Следы этого доброго обычая по сей день сохраняются в нашем богослужении. В этом году в нашей епархии, как и на некоторых приходах столицы, была предпринята попытка воспроизвести эту древнюю практику, и она оказалась довольно удачной. Подробнее об этом расскажет чуть позже о. Сергий Штурбабин.

Начиная со второй половины V века специальная практика оглашения взрослых начинает исчезать: она становится ненужной, потому что в эпоху, когда христианство становится господствующей в государстве религией, входит в обычай обязательное крещение младенцев. И в Восточной, и в Западной Церкви младенцев крестили по вере взрослых: их родителей и восприемников. Этот обычай был основан на учении Церкви, ведь оно говорит о том, что не только человеческие усилия, стремления, человеческая воля, но и благодать Божия необходимы для спасения человека. Поэтому Крещение младенцев всегда было не просто традицией, обычаем, или, как некоторые говорят, снисхождением к народным верованиям - нет, оно было частью исповедания Церкви, уверенностью, что в крещеном человеке действует благодать Божия. Вот почему для нас Крещение – это подлинное Таинство, а не символ или обряд.

Это важно осознавать для понимания природы разного рода искажений, которые привели впоследствии к появлению протестантизма. Борясь с действительно имевшими место искажениями христианской жизни и христианского вероучения в католицизме, из-за нарастания которых и произошел Великий раскол 1054 г., и оторвавшись от Римской Церкви, протестанты, как говорится, «вместе с водой выплеснули и ребенка». В основу своей религиозной жизни они положили чисто рационалистические принципы, отрицая действие в Таинствах благодати Божией. Таинства стали восприниматься ими как некие символы, обряды, напоминания. Крещение стало для них «вступлением» в определенное сообщество, Евхаристия – просто воспоминанием Тайной вечери, когда люди, собираясь вместе, сами себе напоминают событие, которое произошло два тысячелетия назад, вкушая при этом просто хлеб и вино. Отказ от Крещения младенцев стал одним из принципов протестантизма, наряду с борьбой с монашеством и почитанием святых. Поскольку действие благодати перестает приниматься в расчет, детей не крестят, дожидаясь пока они сознательно примут веру своих родителей и вступят в ту или иную протестантскую общину - именно как в организацию.

Однако, с другой стороны, в православном мире со временем возникло другое искажение, которое во многом определяет и наши сегодняшние проблемы, - когда крестят всех детей, не исследуя, веруют ли их родители и восприемники, способны ли они дать детям христианское воспитание. Такое Крещение часто остается лишь следованием традиции, средством национальной самоиндентификации человека. Когда рождается ребеночек, его приносят крестить. И как любая народная традиция, церковное Таинство обрастает при этом целым ворохом обычаев и предрассудков и акцент в народном сознании переносится на тему кумовства, крестных, подарков, семейных обедов и кого на них приглашать...

Почему именно этот вариант получил такое распространение в Русской Церкви и в нашей современной жизни? - Здесь следует отметить такой момент. Для Русской Церкви, как и для подавляющего большинства Православных Церквей, было привычным, в течение многих столетий, существование в качестве Церкви государственной. Ребенок воспитывался в вере в семье, и весь строй семейной жизни был обусловлен христианством, сообразовывался с жизнью церковной. Любое обучение, начиная с самого начального, происходило в церковной традиции. До революции значительная часть населения России получала образование в церковно-приходских школах. Закон Божий преподавался во всех начальных и средних учебных заведениях страны, богословие - в университетах и духовных школах. То есть в Российской империи до революции человек обязательно изучал вероучение с самого раннего возраста и в семье, и в школе, поэтому в коренных областях России не было никакой надобности в создании какой-либо особой системы катехизации.

Исключение составляли места проживания малых народностей нашей страны – Сибирь, Дальний Восток, Аляска, некоторые области Поволжья. Осваивая эти земли, государство поддерживало и миссионерскую деятельность Церкви среди инородцев. Катехизация, проповедь христианства среди них была организована очень хорошо, но она считалась частью «внешней» миссии, и была построена на особых принципах. Миссионерскому служению специально обучали в духовных школах, потому что это служение имело свои отличия от обычного пастырского.

Революция ХХ века сломала устоявшийся порядок, нарушила весь строй народной жизни. С первых дней своего существования советское государство ставило своей задачей полное уничтожение Православной Церкви в России. Устанавливались конкретные сроки, одна-две пятилетки, в течение которых имя Божие должно было быть забыто на всей территории СССР. Достичь этого власти не удалось, и Церковь в России выжила, сохранилась несмотря на все испытания. За 70 лет советской власти были периоды кратких оттепелей в отношении государства к Церкви, затем – периоды новых гонений. Однако, несмотря на все эти колебания «линии партии», о религиозном образовании детей и подростков все это время и речи быть не могло.

Сегодня мало кто знает, что единственная попытка вести разговор о возобновлении катехизаторской деятельности Церкви была предпринята в середине 1940-х годов, когда после завершения Второй мировой войны советское государство законодательно ликвидировало унию на Западной Украине. Церковь предупреждала соответствующие государственные инстанции о том, что эта ликвидация в недалеком будущем будет иметь самые отрицательные последствия, если Православной Церкви не будет дана возможность развернуть миссионерскую работу на территории Западной Украины по образцу той, которая проводилась после ликвидации унии в Западной Белоруссии в Российской Империи в тех областях, которые теперь составляют каноническую территорию Польской Православной Церкви. В какой-то момент власть заколебалась, даже готов был проект постановления ЦК о том, что на Западной Украине разрешается издание православной литературы, ведение полноценной миссионерской деятельности. Однако такое разрешение все же дано не было, и в результате, как и предупреждала Церковь еще задолго до перестройки, в конце 1980-х – начале 1990-х гг. на Западной Украине произошла не просто реставрация униатства, но и его наступление.

В течение многих десятилетий государство посредством специально созданных органов, института уполномоченных по делам религии, пресекало малейшие попытки проповеди в Церкви. Представители старшего поколения духовенства, конечно, помнят о том, как доставалось священникам просто за общение с людьми в храме, как бдительно уполномоченные следили за тем, чтобы в храмах не собиралась молодежь. Если кто-то из батюшек был замечен в «излишней» активности, его в лучшем случае начинали гонять с места на место, в худшем – находили какие-то предлоги, чтобы запретить в священнослужении, не брезгуя при этом клеветой.

Поэтому за это время сложилась уже другая, к сожалению, не менее устойчивая традиция. Значительную часть духовенства приучили относиться к своим обязанностям так, как этого хотели уполномоченные - как к «удовлетворению культовых потребностей населения». А люди, в свою очередь, привыкли к тому, что, приходя в церковь, они платят деньги и получают взамен какую-то «услугу». Этот устойчивый «обоюдный рефлекс», к величайшему сожалению, не преодолен до сих пор, он остается одной из главных проблем нашей церковной жизни.

За годы возрождения Церкви, которое происходит уже больше 20 лет, конечно, многое изменилось. Во всех епархиях открылось множество успешно работающих просветительских учреждений, катехизаторских курсов, воскресных школ для взрослых и детей. Думаю, что с самого начала все честные, мыслящие, ответственные священнослужители, все те, для кого их служение является не просто средством зарабатывания денег, а действительно служением, начали заниматься просвещением нашего народа, как только появилась такая возможность.

На сегодняшний день основным препятствием к веде нию широкой просветительской, катехизаторской и миссионерской деятельности на приходах остаются малое количество храмов и недостаточное количество духовенства. Недавно Святейший Патриарх Кирилл обратился к мэру города Москвы с предложением возвести в столице минимум 200 новых храмов, при том, что, по его мнению, в Москве необходимо еще не менее 600 церквей. Святейший Патриарх понимает, что нормальная церковно-приходская жизнь, в том числе катехизаторская работа, начинается тогда, когда приход сравнительно небольшой, когда священник в состоянии уделить внимание всем тем, кто приходит в храм. Святейший Патриарх привел такую цифру: сейчас в среднем по России один храм приходится на 11,2 тысяч населения. И это, конечно, мало, причем речь идет об усредненных показателях, а во многих конкретных местах ситуация гораздо тяжелее. Есть городские и сельские районы, откуда очень тяжело добраться до храма. Есть приходы в селах, где население совсем небольшое. И пока еще остаются городские приходы, которые принято называть богатыми, куда приходит (а точнее, заходит в течение дня) множество народу, и где нормальная приходская жизнь тоже по многим причинам не складывается. Так вот, полноценные приходы, где ведется просветительская и социальная деятельность, которые могли бы стать настоящими духовными и общественными центрами своего района, сложатся тогда, когда храмы будут находиться для людей «в шаговой доступности» и когда священник будет знать в лицо всех своих прихожан.

Каковы сегодня насущные задачи нашей Церкви, что же нужно делать в первую очередь? Я бы ответил так: строить новые храмы, воспитывать добросовестных священнослужителей, наводить порядок на существующих приходах.

В свое время я был участником 11 епархиальных собраний города Москвы. Ныне покойный Святейший Патриарх Алексий всегда, на всех собраниях, говорил о таких вещах: о необходимости катехизации и хотя бы минимального периода оглашения перед Крещением, о необходимости Крещения полным погружением и о необходимости внимательного отношения со стороны священника к тем, кто стоит у него в храме за свечным ящиком - о необходимости их воспитания, обучения.

Очень многие люди, которые называют себя прихожанами наших храмов, на самом деле не бывают на богослужении. Они могут заходить в храм в течение дня поставить свечи, написать записки, и могут делать так годами, но при этом не появляться на службе, может быть, за исключением Пасхи и Рождества. Это плохо, но это факт. И для таких людей (а их действительно очень много) голос Церкви - это голос человека, который стоит за ящиком. Многое зависит от того, кто этот человек. Однако не секрет, что в наших храмах свечницы - это, в лучшем случае, доверенные лица настоятеля, от которых требуется главным образом аккуратная сдача выручки. Что у них в голове, верят ли они, а если верят, то во что - один Бог знает. Мы часто сетуем, что в нашем обществе, даже внутри церковной ограды, распространяются самые дикие суеверия и предрассудки, обвиняем СМИ в распространении оккультизма, но я убежден, что бо льшая часть той ерунды, которой забиты головы наших соотечественников,- это сведения, полученные людьми из уст наших свечниц. Это одна из самых больших проблем нашей церковной жизни, и я назвал бы ее если не проблемой номер один, то проблемой номер два – точно.

Вот почему мы пришли к необходимости того, чтобы открыть в Саратове курсы по обучению сотрудников свечных ящиков основам вероучения. Это крайне необходимо. Как бы хорошо они не выполняли свои прямые обязанности, все-таки главное - научить их тому, как отвечать на вопросы приходящих в храм людей. Мы будем проводить эту деятельность и по благочиниям.

Я хочу подчеркнуть - каждый из приходящих в храм людей должен получить здесь ответы на свои вопросы, причем ответы грамотные, церковные, в полном смысле этого слова. Это должна быть не просто информация, но и совет искреннего, неравнодушного человека, который бы помог приходящему по-настоящему войти в Церковь, изменить свою жизнь. Ответственность за это по-прежнему лежит на духовенстве, настоятелях и клириках наших храмов. Святейший Патриарх говорит о том, что необходимо сделать все, от нас зависящее, чтобы катехизация стала частью нашей приходской жизни. И это абсолютно справедливое требование. Повторю: обучение основам вероучения - неотъемлемая часть служения священника. Хотелось бы, чтобы это поняли все, начиная от семинаристов и кончая почтенными протоиереями, и не относились к этому как к тяжелому никому не нужному труду, который им навязывают, отрывая их от обычного распорядка. В то же время катехизация новоначальных, как и любая часть церковной жизни,- не такая сфера деятельности, которую можно строго формализовать и задокументировать. Служение священника очень трудно расписать и разграничить: вот, 2 часа он занимается катехизацией, 3 миссионерствует, потом 4 часа служит в храме… На тех приходах, где успешно трудятся добросовестные, ревностные священнослужители, работа по катехизации ведется, и таких примеров у нас достаточно много, потому что, если бы ее не велось, в храмы никто бы не ходил. Когда на моих глазах возникает приход, на который 4 года назад ходило 20 человек, год назад - 70, а в этом на службе стоит больше ста человек - понятно, что настоятель этого прихода в полной мере отвечает тем требованиям, которые Церковь предъявляет к своему служителю. Понятно, что наполняемость храма - прямой результат его деятельности.

А есть и другие приходы, где 4 крещения за год произошло, причем не в вымирающих деревнях… Вообще, не секрет, что наиболее часто совершаемая сегодня треба – это отпевание. Но и отпевание, как и любая другая треба, может и должно служить поводом для катехизации, для объяснений со стороны священника, какой смысл в этой службе и как она взаимосвязана со всем строем христианской жизни. Мы постоянно говорим об этом и на наших ежегодных епархиальных собраниях, и на встречах с выпускниками семинарии, начинающими самостоятельное служение.

На многих наших приходах, практически во всех городах, введены беседы с теми, кто желает креститься (со взрослыми людьми, начиная с 12 - 15 лет), родителями и восприемниками младенцев, а на некоторых приходах - и с теми, кто вступает в брак. Как воспринимаются эти беседы? В большинстве случаев - доброжелательно (в прямой связи с тем, с каким вниманием относится священник к приходящим людям). Однако, как я уже говорил, в нашем народе давно укоренилось, и мы сами очень ему в этом помогли, отношение к Церкви как к магазину (заплатил - получил; товар - деньги - товар), и кто-то воспринимает беседы перед крещением или венчанием как «навязываемую услугу». Нам нужно приложить все усилия к тому, чтобы такое положение изменить. Если мы проявим постоянство, то, уверен, через год-два нам это удастся.

С развитием приходской жизни священнику становится совершенно необходимой помощь мирян в любом просветительском, социальном служении, в том числе в катехизаторской деятельности. Сейчас мы вводим на каждом городском приходе или в сельской местности на уровне благочиния должность штатного катехизатора. Я призываю отцов настоятелей и благочинных к тому, чтобы со всей ответственностью подойти к подбору клириков или верующих мирян на эти должности. Если катехизатор не будет обладать достаточными знаниями, не будет вполне церковным человеком, его деятельность не только не будет успешной, но, возможно, и оттолкнет кого-то от Церкви. Недостойный уровень проведения катехизаторских бесед и занятий, чисто формальное проведение этой работы - первая опасность, которая нам угрожает.

Вторая - при выборе форм катехизации на приходах мы не должны возлагать на людей бремена неудобоносимые, относиться к ним с жесткостью и резкостью. Все мы помним, что в советские времена, когда родителям нельзя было крестить детей без предъявления паспорта, причем о факте крещения обязательно сообщалось на работу, и родителей неизбежно ждали там неприятности,- люди брали детей и ехали с ними в какой-то сельский храм подальше, желательно в другой области, чтобы уйти от ока государева. Если мы сегодня будем проявлять чрезмерную жесткость, мы просто воспроизведем эту ситуацию. Но если тогда люди бежали от уполномоченных, сегодня они будут бежать от Церкви - и это, конечно, недопустимо. Нам надо всё сделать так, чтобы у людей, с одной стороны, не было поводов для такого бегства, чтобы они понимали необходимость катехизации; чтобы наши встречи с людьми были для них интересными и полезными.

Часто спрашивают: в каких случаях все-таки следует отказать в совершении Таинства? Безусловно - если человек выражает свое пренебрежение к Церкви, кощунствует. Если мы пока не видим у человека понимания, что такое Церковь, что такое Таинства - то таким людям нужно очень вежливо предложить подумать, посоветовать им узнать, что такое церковная жизнь - но это, собственно, и есть смысл любой катехизаторской беседы.

Я настаиваю на том, что совершенно недопустимым явлением сегодня является Крещение просто «по факту оплаты», как еще происходит в некоторых храмах. Когда священник приходит, и ему за свечным ящиком сообщают: батюшка, сегодня у вас два Крещения. За это надо наказывать священника и немедленно увольнять тех, кто за ящиком - и это будет делаться, потому что подобная практика должна быть изжита.

Вообще, как я уже сказал выше, приходится сталкиваться с совершенно вопиющими случаями, касающимися Таинства Крещения, уровня служебных взаимоотношений, «разделения обязанностей» между сотрудниками свечных ящиков и духовенства.

К счастью, сегодня наши священнослужители поделятся с нами и опытом такой работы, которую можно назвать успешной. Я же в заключение своего вступительного слова еще раз подчеркну, что катехизаторская деятельность Церкви вряд ли подлежит строгой унификации. Это всегда живое общение с человеческой душой, разговор с людьми разного возраста, с разным жизненным опытом и способностями. Можно только сказать, что катехизация новоначальных в церковной жизни совершенно необходима, и успех этой работы будет зависеть во многом от открытости самого священника, его готовности к жертвенному самоотверженному служению, когда ради этого служения человек забывает себя, свои интересы. И, конечно, для того, чтобы православные христиане не останавливались в своем познании веры на правилах сугубо внешнего благочестия, священник должен сам показывать своей пастве пример подлинно христианской, духовной, молитвенной жизни, радости Богообщения.