Эмоциональное, социальное и психическое развитие ребенка. Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте Эмоциональное развитие в 3 4 года

Эмоции отличают человека от животного, помогают ему общаться с другими людьми, справляться со сложными ситуациями. Они определяют наше будущее и настоящее. Умение владеть собственными чувствами, выражать их при помощи различных средств − важное умение для каждого человека. Но это умение не появляется просто так.

Новорожденный ребенок имеет ограниченные возможности выражения собственного недовольства или радости: крик или молчание. Задача каждого родителя – помочь малышу научиться понимать свой внутренний мир, выражать его в доступной форме, сдерживать при необходимости. Это непростой процесс, требующий внимания и времени.

Зачем развивать эмоциональный мир

Среди множества причин для развития эмоциональной сферы можно выделить:

  • Развитие головного мозга. Расширение спектра эмоций стимулирует работу нервных окончаний, способствуя формированию новых нейронных связей. Чем ярче и многограннее эмоциональная жизнь малыша, тем быстрее происходит физическое и сенсорное развитие;
  • Регулировка действий. Осваивая окружающее пространство и познавая мир, крошка испытывает разнообразные чувства, опираясь на реакции взрослых формирует линию поведения. Испуг мамы на попытку исследовать розетку вызовет понимание опасности задуманного действия;
  • Развитие игровой деятельности. Дети учатся через игру. Эмоциональный отклик на игровые действия позволяют формировать базу для будущего обучения;
  • Социализацию. Дети, обладающие широким спектром чувств, легче проходят этап социализации, относятся к окружающим более мягко, формируют дружеские отношения;
  • Подготовку к трехлетнему кризису. Родители, занимающиеся развитием эмоциональной сферы малыша, преодолевают негативные проявления легче и быстрее;
  • Управление чувствами. Через познание внутреннего мира карапуз учится их понимать, управлять ими.

Направления эмоционального развития

Развитие эмоциональной сферы ребенка включает в себя несколько направлений деятельности:

  • Расширение спектра эмоций. При рождении малыш имеет возможность выразить любые ощущения через крик или молчание, постепенно взрослея, начиная овладевать собственной речью, мимикой, движениями; спектр проявления чувств расширяется, накапливается эмоциональный опыт. Наращивание познаний о собственных чувственных возможностях происходит в течение всей жизни человека, позволяя ему справляться со всеми возникающими вопросами.
  • Углубление осознанности переживания. Каждое чувство вызывается определенными событиями, действиями и не всегда хватает слов, чтобы описать весь испытываемый спектр. На помощь в этом вопросе приходит эмоция.
  • Освоение возможности контролировать поведения. Новорожденный не может сдерживать собственный крик от голода или другого неприятного события, ребенок дошкольного возраста уже умеет сдерживать эмоции.

Дети учатся, копируя родителей и окружающих людей. В период до 3 лет хорошо показать малышу варианты проявления внутренних ощущений.

На первом этапе кроха будет очень рад смотреть, как изменяется ваше лицо, интонация, голос. Его будет забавлять возникшая перемена, а с течением времени он сможет проводить логические цепочки, связывающие ваше настроение и определенные события. Видя эту связь, будет пытаться повторить за вами, не всегда вначале удачно выбирая необходимый вариант, но со временем все четче показывая свои чувства.

В зависимости от возраста крохи его эмоциональный спектр имеет разные характеристики, позволяя вести работу исходя из необходимых для определенного возраста занятий.

Эмоции и их развитие с рождения до 1 года

Первая и основная эмоция в начале жизненного пути ребенка – крик. Сразу после появления на свет малыш оповещает мир о своем появлении, и впоследствии этот вид проявления чувств становится основным для отражения всех ощущений крохи.

Эмоции первого года жизни характеризуются неустойчивостью, кратковременностью и вместе с тем бурным проявлением. Наличие факторов, приносящих новорожденному неудобства (голод, грусть) выражаются криком. Через короткое время появляется первая улыбка, за нею смех. Крик постепенно начинает различаться в зависимости от причины, его вызывающей. Многие мамы быстро начинают различать интонации и применять необходимые действия для нормализации эмоционального состояния. Если мама, слыша плач ребенка, понимает причины его появления, четко реагирует, то малыш очень быстро поймет, каким образом попросить о необходимых действиях.

Эмоции ребенка до года формируются из ощущений. Чувства становятся мотивом для определенного поведения, импульсивного выражения пожеланий. Через соответствие внутренних переживаний действиям формируются будущие поступки. Одной из хитростей формирования поведения является наблюдение за реакцией, контроль собственных действий.

Хорошо, когда мама не устраивает паники в простых ситуациях, не выказывает ужас от небольших огрехов, излишне не опекает кроху. Это работает очень просто. Если малыш упал, но при этом не ушибся, верным будет не хватать его на руки и жалеть, а приобняв спокойно ему сказать, что ничего страшного не случилось.

В обратной ситуации дети, подрастая, прибегают к хитрости, требуя повышенного внимания, начинают плакать без видимой причины.

Формируя эмоциональную сферу ребенка до года, родителям стоит показывать собственным примером, какие разные реакции могут быть на схожие ситуации. При падении мама может пожалеть и даже поплакать вместе с крохой, если удар очевидно сильный. Но в другом случае может просто пожалеть и утешить.

Характеристика эмоционального развития от года до 2 лет

Формирование эмоциональной сферы ребенка после 12 месяцев начинает изменяться.

Малыш осваивает хождение и начинает активно играть с разнообразными предметами. Направление развития чувственности крохи переходит из среды ощущений в предметную деятельность. Наличие тех или иных эмоций начинает проявляться в результате успешной или провальной деятельности. Часто негативные чувства направлены непосредственно на предмет, вызвавший недовольство. Появляется стремление изменить ситуацию через давление на взрослых, применяя уже изученные варианты эмоционального поведения.

Среди наиболее часто встречаемых проявлений негативного направления у детей с года до 2 присутствуют:

  • Гнев;
  • Злость;
  • Огорчение;
  • Неудовольствие.

Видя эти проявления, родители должны понять, какой именно предмет или действие не получается у крохи, и объяснить или показать, как правильно поступить. Объяснения должны быть спокойными и ласковыми. Уже в этом возрасте стоит рассказать малышу, что все когда-то этого не умели, но постепенно, прилагая усилия, все получится. В награду за родительское терпение и помощь, дети проявляют большой спектр положительных эмоций:

  • Улыбку;
  • Радостные возгласы;
  • Смех.

Эмоциональное развитие ребенка в этом периоде происходит по пути последовательной социализации. Чувства чаще применяются как возможность показать свою самостоятельность, привлечь внимание, подчеркнуть успех. Ближе к двум годам малыши начинают эмоционально воспринимать не только действия, но и сюжеты сказок, задумки в организованных играх.

Эмоциональное развитие от 2 до 3 лет: от действия к сопереживанию

Ребенок третьего года жизни уже активно осваивает родную речь. Переживания медленно переходят от реакции на действие к сюжету игры. Малыш часто сам создает вымышленный мир, развивая первоначальную задумку по знакомым шаблонам. Если кроха видит, как мама стирает или готовит, то герои его игр будут использовать это действие. Отличительной чертой такой игры будет полное копирование эмоций взрослого.

К этому периоду желательно полностью контролировать свои чувства, не допускать негативных реакций на ситуацию. Не стоит, ударив молотком по пальцу, употреблять ругательные выражения. Их эмоциональная окраска заинтересует карапуза, уже спустя пару секунд вы услышите четкое повторение ваших слов и действий.

В период от 2 до 3 лет появляются эстетические реакции. Малыш начинает воспринимать характер музыки, красоту природы и одежды. Четко улавливается попытка разграничить мир на красивое и не очень. Эти эмоции появляются на базе младенческого опыта изучения окружающего мира. Постепенно удивление от новых предметов преобразуется в любознательность, появляются первые вопросы, связанные с сутью вещей и событий, а не внешней характеристикой.

Общие положительные проявления чувств дополняются новыми негативными эмоциями:

  • Зависть;
  • Ревность;
  • Жадность;
  • Соперничество.

Проявлению негативных эмоций способствует появляющийся интерес к сверстникам. Отсутствие опыта социального общения, попытка сконцентрировать внимание на себе, непонимание возможных вариантов коммуникации приводят к формированию неправильных эмоциональных реакций. Задача родителей на этом этапе:

  • Показывать, как нужно общаться с другими детьми;
  • Научить играть в команде;
  • Объяснить, почему проявляемые реакции не желательны.

Этап эмоционального развития ребенка от 2 до 3 лет – переломный момент, заканчивающийся . До достижения малышом 3 лет необходимо максимально помочь ему освоить основные эмоции, научить выражать их при помощи творчества, слов.

Для гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка до 3 лет родители должны учитывать некоторые особенности подхода к этой работе.

Последовательность

Все ваши действия и эмоции должны быть постоянны и логичны. Не стоит по-разному реагировать на одинаковую ситуацию или проявление негативных чувств. Хорошо, если на семейном совете будет выстроена общая линия поведения для основных ситуаций. Чтобы малыш мог четко понимать, как нужно реагировать на те или иные события, все члены семьи должны быть едины в проявляемых эмоциях.

Сдержанность

Для минимизации негативных эмоций хорошо контролировать собственные чувства. Проблемы, загруженность, усталость — не причина срываться на ребенке. Ваше умение сдерживать свои порывы станут для карапуза лучшим примером контроля.

Творчество

Знакомьте своего кроху с разными сторонами жизни и творчества. Гуляйте, рисуйте, танцуйте. Наполните жизнь красками и удивлением. Через открытие нового малыш познает не только окружающее пространство, но и собственный внутренний мир. Предлагайте в момент гнева нарисовать его чувства, слепить из пластилина причину расстройства. Пусть он попробует перенести внутренний негатив на физические объекты, посмотреть на них со стороны.

Беседа как инструмент коррекции

Развивая умение малыша проявлять свои чувства, старайтесь корректировать нежелательные проявления при помощи разговора. Пытайтесь найти причину негативной реакции. У детей до 3 лет она чаще всего кроется в незнании как поступить. Подскажите выход, расскажите, что не стоит кричать и злится, а нужно просто сказать. Объясняя ребенку важность сохранения спокойствия, внимательно следите за собственными эмоциями. Никакие слова не научат лучше, чем пример, на который можно сослаться.

Игра

Появление новых ощущений желательно проиграть вместе с крохой, показав, как она выглядит со стороны, подсказав в каких ситуациях ее использовать. Любую негативную эмоцию легко объяснить на игрушках. Пусть машинка или кукла станут жадными, грубыми или ревнивыми. Видя наглядно как выглядит ощущение, варианты отношения к нему, малыш сможет понять, почему его нужно контролировать.

Актерское мастерство

Одним из способов развития эмоциональной сферы является тренировка лицевых мышц перед зеркалом. Вместе с крохой попробуйте изобразить гнев, боль, радость и другие эмоции. Пусть малыш посмотрит, как они выглядят. Спросите, какая из них ему нравится, а какая нет.

Эмоциональное развитие ребенка – важный этап становление личности, влияющий не только на его социальные способности, но и на физическое и психическое развитие. Каждый человек развивает свою чувственность на протяжении всей жизни, учится справляться с негативными проявлениями. Чтобы ваш сегодняшний карапуз в будущем умел противостоять критике, внутренним позывам, социальной несправедливости, начните работу по совершенству его внутреннего эмоционального мира уже сегодня.

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Развитие мозга ребенка

Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода в первые недели внутриутробного развития ребенка . На десятой неделе внутриутробного развития мозг делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека. Количество нейронов стабильно на протяжении всей жизни, место расположения тоже. Окончательное формирование мозга заканчивается к первому году жизни.
Функции мозга первые 15 дней после появления на свет в основном заключаются в собирании информации как извне, так и изнутри своего организма и приспосабливание к этой информации.

К трем годам объем мозга ребенка составляет 80% от мозга взрослого человека. Причем увеличение объема мозга осуществляется за счет особых глиальных клеток, необходимых для существования нейронов. Еще несколько десятков лет назад некоторые западные специалисты утверждали, что за первые три года мозг практически полностью формируется, и в дальнейшем изменить что-либо уже практически невозможно. Сегодня доподлинно известно, что нейронные связи могут формироваться до конца жизни.
Для развития головного мозга ребенка необходима насыщенная положительными впечатлениями среда. Это заставляет мозг работать активнее и стимулирует его развитие.
Развитие мозга в возрасте до трех лет похоже на рост дерева. После десяти лет какие-то ветви дерева отмирают, а вместо них растут новые.

Интересно то, что если ребенок выучил иностранный язык до 18 лет, но практически не применяет свои знания, связи нейронов, которые создались для обслуживания этих знаний, могут разрушиться и «пользоваться» этими знаниями мозг будет посредством совершенно других механизмов.

Развитие речи у детей

Основное развитие речи у детей происходит в промежуток между 8 месяцами и 4 годами. Именно в это время ребенок осваивает язык, на котором будет говорить в будущем. К концу этого периода ребенок говорит не менее тысячи слов. Нормой считается, если слова произносятся правильно, без обрезаний «неудобных» слогов. Малыш может своими словами рассказать коротенький рассказ, а также передать впечатления о прошедшем дне, высказать мнение о каких-либо событиях, произошедших с ним.

Некоторые этапы развития речи:

  • 8 - 14 месяцев – появляются двусложные слова: би-би, ка-ка, ля-ля ,
  • 18 – 26 месяцев – появляются предложения из двух простых слов: мама дай, папа ам-ам ,
  • 21 – 30 месяцев – прибавляются новые слова в лексиконе,
  • 28 – 42 месяца – слова составляются в предложения, используются падежи, роды и числа,
  • 30 – 41 месяц – ребенок придумывает свои слова, основываясь на уже известных ему,
  • 30 – 42 месяца – ребенок говорит вслух о том, чем он занят в этот момент даже если он играет один.
Временные рамки перечисленных этапов могут сдвигаться немного в ту или иную сторону. Девочки начинают говорить раньше и словарный запас у них поначалу больше, особенно это касается названий объектов. А вот фразы у них складывать получается позже. Вместе с тем составляют они фразы более тщательно, стараясь быть похожими на мам и пап.

Мальчики же сначала осваивают глаголы, начинают их сочетать с другими частями речи. Они чаще девочек придумывают и коверкают слова. Говорить начинают, как правило, позже.

Настораживающие моменты:

  • Малыш не хочет повторять за взрослыми слова и фразы,
  • Если попросить его повторить слово, он отворачивается, сжимает губы и делает вид, что это не к нему,
  • Старается не просить ни о чем взрослых,
  • В общении не делает разницы между своими и чужими людьми,
  • Лепечет на придуманном языке и не переживает, от того что его никто не понимает,
  • По сравнению со сверстниками ребенок разговаривает намного хуже.
Причины задержки развития речи:
  • Неправильное воспитание, недостаток общения,
  • Неврологические или сенсомоторные нарушения.
Что делать?
Идти на консультацию логопеда . О нарушении речи можно говорить, лишь если ребенку уже исполнилось 3 года, но словарный запас его ограничивается детским лепетом. До трех лет детей, как правило, к логопеду не направляют. Занятия следует начинать как можно раньше, тогда эффект будет заметен быстрее.

Влияние еды на развитие памяти у детей

Оказывается, рацион ребенка тоже влияет на то, как быстро и качественно он запоминает информацию.
Питаться ребенок должен небольшими порциями, но с малыми промежутками. Это позволит поддерживать постоянный уровень глюкозы в крови, что необходимо для стабильной работы головного мозга.

В меню ребенка обязательно должны присутствовать: сыр, орехи, семена, фасоль , горох , гречка, цельнозерновая выпечка, каши, фрукты, жирная рыба, овощи. В перечисленных продуктах в больших количествах содержатся биологически активные вещества, нужные для развития мозга и его нормального снабжения кислородом и питательными веществами.
Кроме этого, желательно, чтобы в меню ребенка были оливковое , подсолнечное, соевое, арахисовое масла. Необходимо время от времени давать ребенку витаминно-минеральные добавки, рыбий жир.

Между прочим, обилие простых углеводов (сладостей ) в меню ухудшает запоминательную функцию головного мозга. Плохо на функцию запоминания влияет и тревожный сон урывками, недостаток сна.
Для улучшения кровообращения в области мозга полезно заниматься физкультурой.

Психическое развитие ребенка

Развитие психики ребенка осуществляется по этапам:
  • 0 – 12 месяцев в основном развиваются моторные функции,
  • От 12 до 36 месяцев развиваются чувствительность, и усложняется моторная функция,
  • От 36 месяцев до 12 лет происходит становление эмоциональной функции,
  • После 12 лет заканчивается становление мыслительной функции.
На первом году жизни для нормального психического развития очень важно общение со взрослыми, постоянные впечатления. Чем больше будет общения с родителями, тем активнее развивается ребенок.
В возрасте от года до трех важно вовремя поощрять или наоборот пресекать действия малыша, который познает мир. Именно таким образом у ребенка появляется представление о том, каким образом вести себя среди людей.

В три года у малышей наступает период кризиса. Они становятся упрямыми, так как именно теперь малыш начинает осознавать себя личностью.

В возрасте трех – четырех лет малыш предпочитает общение со взрослыми играм с детьми. Ведь взрослый может внести в игру что-то новое и интересное, у самих же малышей еще пока не хватает умения развлечь себя. Они еще не достаточно хорошо концентрируются, да и память не так хороша. Следует снисходительно относиться к некоторым речевым помаркам, если добиваться от ребенка четкой и грамотной речи в этом возрасте, он может замкнуться и в будущем стесняться.

С четырех до пяти малыш уже начинает размышлять о том, что слышал от других, но сам не видел. Сейчас уже интереснее играть со сверстниками, причем пока в играх нет духа соревнования, дети взаимодействуют на равных. В этом возрасте детям необходимо читать и рассказывать как можно больше сказок. Это период окончательного становления психики. Согласно мнению психологов , именно в первые пять лет закладываются основы психики человека.

Эмоциональное развитие ребенка

Развитие эмоциональной сферы происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию, говорить. Поначалу общение ребенка с окружающим происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны положительные эмоции.

Во время бодрствования малыша первых месяцев жизни родители должны стараться, чтобы ребенок был радостным и спокойным, больше с ним играть или просто быть рядом.
Дети воспринимают мир очень эмоционально. Причем взрыв переживаний короток, но может быть настолько бурным, что ребенок даже не может себя контролировать. Это не совсем осознанная реакция. Подобные особенности психики объясняют то, что малыш может плакать и через несколько секунд вдруг начать смеяться.

Приблизительно с возраста четырех лет дети начинают испытывать отрицательные эмоции, например, недовольство или гнев. В этом возрасте «скачки» настроения никогда не бывают без веской (с точки зрения ребенка ) причины.
Родителям не следует пытаться подавлять такие негативные проявления эмоций. Нужно попробовать разобраться в их причине. Вместе с тем и взрослые, общающиеся с малышами, должны контролировать свои эмоции.

Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности, а также отношения к окружающим. Дети, у которых эмоциональная сфера в порядке, имеют высокую самооценку в будущем.

Наиболее эффективный способ развивать эмоции ребенка – это играть с ним в различные игры.
1. Журнал эмоций . Можно найти в журналах изображения людей в разных эмоциональных состояниях, вырезать их портреты и вклеить в отдельную тетрадку. Вместе с малышом иногда просматривать картинки и обсуждать настроение человека, а также вероятные причины этого настроения. Можно сымитировать это настроение и попросить ребенка повторить имитацию. Такие занятия можно проводить с малышами, достигшими годовалого возраста.

2. Игра в эмоции . Эта игра подойдет для детей с четырех лет. Следует предложить малышу:

  • Разозлиться, как медведь, которому упала шишка на лоб, как малыш, у которого забрали конфету,
  • Обидеться, как ребенок, с которым не захотели играть,
  • Нахмуриться, как злой человек, как туча перед дождем,
  • Испугаться, как три поросенка, когда за ними гнался волк, как собака, увидевшая машину, как малыш, потерявшийся в магазине,
  • Улыбнуться, как будто он увидел радугу в небе, как веселый человек, как будто он получил подарок,
  • Погрустить, как ослик Иа, как будто на улице идет дождь.

Таких примеров можно придумать множество и все они помогут малышу научиться выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих людей. Исследования психологов показывают, что уже к семи годам девяносто процентов детей умеют правильно оценить эмоции людей.

Во время просмотра мультфильмов или прослушивания сказок дети сочувствуют вымышленным героям также сильно как своему брату, поранившему о гвоздь ногу.
Одной из наиболее ярких эмоций, переживаемых малышами, является страх. Появляется он обычно у тех детей, родители которых сами очень тревожны и считают, что ребенок окружен опасностями. Именно подобное состояние мам и пап провоцирует развитие страха и тревожности у детей.

Социальное развитие ребенка

Социальное развитие – это приучение ребенка к культуре, традициям общества, в котором он проживает. Наиболее активно социальное развитие проходит в первый год жизни малыша. Находясь в окружении взрослых людей, ребенок сам того не осознавая, приучается жить по законам общества, выполнять некоторые правила, считаться с окружающими.
Основное значение в данном случае имеет семья. Малыш смотрит на то, каковы отношения членов семьи между собой и перенимает эту схему для своей будущей взрослой жизни.
Для нормального социального развития ребенку необходимо общение с людьми разного возраста.

Игра – важнейшая форма социального развития. Во время игры дети общаются, развивается их психика, эмоции, физические способности. Навыки социализации ребенок получает в ролевых играх при имитации поликлиники, магазина, школы. Именно во время игры малыш получает уроки правильного поведения при различных ситуациях, иногда конфликтных.

Как помочь ребенку социализироваться?

  • Обсуждать с ним различные жизненные ситуации и варианты выхода из них,
  • Водить его на концерты, в театр, обязательно обсуждать после представления,
  • Хвалить, если ребенок помог кому-то в чем-то и разъяснять важность помощи,
  • Наблюдать вместе за поступками людей и обсуждать их,
  • Всегда отвечать на все вопросы ребенка.

Развитие моторики у детей

Участки головного мозга, которые контролируют движения пальцев и речь находятся рядом. Поэтому, активизируя двигательные центры, мы одновременно активизируем и речевые.
Развивать моторику можно начинать уже с первых месяцев жизни. Для этого каждый пальчик крохотных ручонок следует массировать по нескольку раз в день. Когда малыш станет чуть старше, можно начинать делать пальчиковую гимнастику – простые движения пальчиками, которые делаются под стишок.
  • Волшебный мешочек. В тканевый мешочек сложить разные по фактуре и размеру мелкие предметы. Малыш нащупывает предмет и называет его. Делать нужно по очереди обеими руками.
  • Лепка из соленого теста или глины, пластилина. Можно слепить даже цифры, а потом пощупать их и отгадать.
  • Обводить уже нарисованные картинки, простые фигурки. Можно рисовать лабиринт. Очень удобно делать это упражнение с помощью трафаретов.
  • Рисование по крупам. На поднос высыпается не толстым слоем любая мелкая крупа. Пальцем ребенок рисует по крупе все, что ему хочется.

Диагностика развития ребенка

Для диагностики развития ребенка используются специальные тесты. Тесты разрабатываются для детей в возрасте до 3 лет, 3 – 6 лет, 6 – 10 лет. Для малышей до 6 лет все тесты представляют собой конкретные пособия в виде предметов для действий, картинок. После 6 лет можно давать тесты на логику. Левое полушарие мозга, отвечающее за логику, начинает активно развиваться только после пяти с половиной лет.

Некоторые показатели развития ребенка в возрасте до 3 лет

Тест 1.
Дать малышу десять кубиков одинакового размера, показать, как делать из них башенку, гусеницу, мостик.
  • В 1 год 3 месяца ребенок сделает башенку из двух кубиков,
  • В 2 года башенку из восьми кубиков, делает гусеницу,
  • В 3 года башня из девяти кубиков, собирает гусеницу и мостик.
Тест 2.
Дать ребенку пирамидку, разобрать и собрать ее. То же с матрешкой.
  • В 1 год 6 месяцев собирает кольца в произвольном порядке,
  • В 2 года легко управляется с двумя объектами разного размера,
  • В 3 года легко собирает пирамиду, а также четыре матрешки.
Тест 3.
Бытовой.
  • В 1 год 6 месяцев сам снимает носки, перелистывает жесткие странички по две, ест кашу сам,
  • В 2 года попадает ключом в замок, перелистывает книгу с тонкими страницами, нажимает на дверную ручку и кнопку звонка, может надеть носки, брючки,
  • В 3 года может повторить многие бытовые манипуляции за мамой и папой, сам застегивает пуговицы и завязывает шнурки.
Тест 4.
На внимательность.
Выложить перед ребенком тридцать картинок с разными предметами, показать ему картинку, повторяющую одну из тех, что выложены и попросить найти. Трехлетка из десятка картинок отыскивает половину.

Тест 5.
На развитие речи.
Положить перед малышом 6 – 7 обычных предметов и попросить их назвать.

  • В 1 год 6 месяцев ребенок упоминает один предмет,
  • В 2 года от 2 до 5 предметов,
  • В 2 года 6 месяцев может назвать все предметы.
Тест 6.
На крупную моторику.
  • В 1 год 6 месяцев легко преодолевает ступеньки без помощи, переступает палку, тянет за собой на веревочке машинку,
  • В 2 года поднимает с земли предмет, может футболить мячик,
  • В 2 года 6 месяцев переступает последовательно через ряд палочек, выложенных с промежутками 0,2 метра,
  • В 3 года прыгает на обеих ногах, справляется с велосипедом (3-х колесным ), может устоять пару секунд на одной ножке.
Тест 7.
На мелкую моторику.
Положить перед малышом лист бумаги и фломастер. Попросить его изобразить треугольник, крест, квадрат, круг, горизонтальную и вертикальную полосы. Показать, как это делается.
  • В 1 год 6 месяцев рисует короткую линию,
  • В 2 года может нарисовать горизонтальную и вертикальную линию (по примеру ),
  • В 2 года 6 месяцев рисует крест с несколькими линиями,
  • В 3 года рисует крест, круг, может изобразить подобие человечка (голова и ручки – ножки ).

Дети от 3 до 4 лет

В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «я сам». Ребёнок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого - характерная черта кризиса 3 лет .

Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.

Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребёнок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.

Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения , связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерётся»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребёнку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребёнок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.

В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует её по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, причёска и т. д.). В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.

У нормально развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания - самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определённом уровне развития двигательной сферы ребёнка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации .

В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Возраст 3-4 лет также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).

Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны . Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Если перед ребёнком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет три-четыре цвета по названию и два-три из них самостоятельно назовёт. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может ещё путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова больше, меньше , и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать самый большой или самый меньший из трёх-пяти предметов (более пяти предметов детям трёхлетнего возраста не следует предлагать).

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления . Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растёт дерево, за домом есть гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

В этом возрасте ребёнок ещё плохо ориентируется во времени . Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребёнка определённым образом реагирует (в одно время хочется спать, в другое - завтракать, гулять). Дети замечают и соответствие определённых видов деятельности людей, природных изменений частям суток, временам года («Ёлка - это когда зима»).

Представления ребёнка четвёртого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой - его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается.

Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребёнок из пяти - семи специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух-трёх). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.

Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребёнок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.

В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул - машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка - носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры . Дети овладевают способами игровой деятельности - игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребёнок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни - это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых принимают участие две-три подруги.

В 3-4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трёхлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь . Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения; высказывается в двух–трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребёнок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослыми рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т. е. соотносит картинку и прочитанный текст. Ребёнок начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы; уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.

Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изобразил ребёнок. В лепке дети могут создавать изображение путём отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации - располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в синтезе искусств при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко - тихо, высоко - низко и пр.). Он может осуществлять элементарный музыкальный анализ (замечает изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).

Эмоции являются сложными, в значительной части генетически сформированными моделями поведения, которые возникли в ходе эволюции для того, чтобы решить определенные проблемы адаптации и позволить индивиду быстро и адекватно действовать в любой ситуации.

Не только взрослые нуждаются в социальных навыках, чтобы разобраться в своих отношениях. Также у детей дошкольного возраста необходимо развивать эмоциональный интеллект, чтобы им было легче завести новых друзей, избежать конфликтов и научиться адаптироваться в социуме и быть счастливым.

Как , так и отрицательные эмоции имеют физический, психический и поведенческий компоненты. Такие эмоции, как страх и благополучие ребенку знакомы уже до рождения. В утробе малыш способен поворачиваться, когда тревожен, сосать большой палец в моменты спокойствия и умиротворения.

Малыш знает голос матери и отца, звуки детских песенок. Если мама тревожна, ее кто-то обижает, малыш уже во чреве мамы все это чувствует. Живот сжимается во время ссоры, высвобождаются гормоны стресса, сердце начинает ускоренно колотиться. Ребенок сжимается, слыша грубые звуки извне. Плод затвердевает, и этот опыт сохраняется в головном мозге ребенка. После рождения ребенок самого раннего возраста в тревожных ситуациях попадает в подобное состояние затвердевания, когда слышит грубые и громкие голоса. К такому состоянию приводят отрицательные эмоции.

Понять свои собственные чувства, разработать стратегии преодоления отрицательных эмоций, умение сочувствовать другим, адекватно : всем этим навыкам ребенок должен сначала научиться.

Эмоциональная компетентность это способность иметь возможность владеть своими и уважать чувства других людей. Кто имеет такие способности, как правило, имеют уверенность в себе, имеют бороться с отрицательными эмоциями. По этой причине, эмоциональное развитие тесно связано с социальным . Социальные навыки и эмоциональные навыки взаимозависимы и подкрепляют друг друга.

Чтобы оценить важность эмоционального развития, развития эмоциональной сферы необходимо сначала рассмотреть важность эмоций. Определение «Эмоция» означает «чувствовать». Эмоции развиваются из чувства. Таким образом, не только эмоции играют важную роль, но также чувства.

Основные шаги в развитии эмоциональной сферы ребенка происходят в первые шесть лет жизни. Дети дошкольного возраста учатся понимать свои чувства через мимику, жесты и выражения. Сначала эмоции проявляются через смех, плач или крик, а затем эмоции приобретают возрастные особенности. Чтобы правильно выражать свои чувства, чтобы понимать и признать эмоции и чувства других людей, необходимо уделять эмоциональному развитию ребенка особое внимание.

Эмоциональное развитие от рождения до младшего школьного возраста

Эмоциональное развитие первый год жизни

Вскоре после рождения ребенка появляются первичные эмоции, такие как радость и страх. Кроме того, ребенок в состоянии подражать в эмоциональных проявлениях взрослого, реагировать на улыбку.

Что касается способности регулирования эмоций, то ребенок этого возраста пытается подобрать состояние, чтобы найти утешение и удовлетворение своих маленьких потребностей (положительные и отрицательные эмоции регулируются извне).

Эмоциональные особенности детей на втором году жизни

На втором году жизни словарный запас ребенка начинает интенсивно формироваться, следовательно, расширяются возможности проявлять эмоции. Появляются возможности выразить чувство к другому человеку. Малыш делает первые попытки в отношении желательных и нежелательных методов регулирования эмоций.

Кроме того, ребенок начиная со второго года жизни, учится сопереживать другим людям.

Трехлетний возраст — эмоциональные особенности

С трехлетнего возраста ребенок эмоциональные переживания и выражение эмоций могут отличаться. Таким образом, он способен манипулировать их выражение, чтобы вызвать определенные реакции со стороны других. Его словарный запас расширяется и, следовательно, он может выразить и объяснить свои чувства лучше. Тем не менее, на данном этапе ребенку раннего возраста нужна помощь в формировании эмоций.

Эмоциональное развитие — четвертый и пятый годы жизни

В 4-5 лет ребенок посещает детский сад, где получает много новых впечатлений в плане собственных и чужих чувств, которые они испытывают. Эти чувства часто противоречивы и запутаны. Многие дети этого возраста могут бороться с отрицательными чувствами. Они отвлекают себя, избегают конфликты и т.д. Однако, они по-прежнему часто нуждаются в этом возрасте в помощи взрослого в виде утешения и конструктивных предложений по урегулированию конфликтов, особенно, когда ребенок дошкольного возраста получает отрицательные эмоции.

Шестой и седьмой годы жизни — развитие эмоциональной сферы

Дошкольники в 6-7 летнего возраста имеют сложную эмоциональную экспрессию и знают, как и когда они могут выразить эмоции. Старшие дошкольники умеют поддерживать товарища, сочувствовать другим, пойти на компромисс, преодолеть негативные чувства и справиться с ними конструктивно и адаптировать выражения своих чувств, способны контролировать себя.

Таким образом, дошкольники приобретают самые важные навыки, которые способствуют развитию эмоциональной компетентности.

Как родители могут поддерживать эмоциональное развитие своего ребенка

Чтобы у детей дошкольного возраста сформировалась эмоциональная компетенция, развитие эмоциональной сферы дошкольников осуществлялось успешно, необходима поддержка родителей. Ниже вы найдете несколько советов о том, как содействовать конструктивному развитию чувств в семье:

  • Будьте вашему ребенку примером, учите проявлять чувства, позитивные эмоции.
  • Разговаривайте с ребенком о чувствах.
  • Не надо давить на ребенка, когда он подвержен отрицательным эмоциям. Поддержите ребенка в такие моменты, помогите ему в процессе регулирования эмоций.
  • Убедитесь, что ваш ребенок с самого начала имеет хорошие взаимоотношения со сверстниками, так они научится сочувствовать другим и улучшит свое социальное восприятие.

Хочется отметить также, что мальчики требуют в этом отношении больше психологической помощи, чтобы выразить соответствующие эмоции, в то время как девочкам нужно больше физической ласки и отвлечения.

Малыш? В три года дети очень подвижны и активны, развитие интеллекта позволяет им составлять логические предложения из трех-четырех слов.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Трехлетний ребенок любит двигаться. Он залезает на унитаз, на стол и стулья, заползает под кровать, чтобы уже через некоторое время загадочным образом оказаться внутри шкафа! Его можно найти везде. Малыш с удовольствием танцует и участвует во всех играх, в каких только можно. Он очень подвижен, и, несмотря на все увеличивающиеся порции пищи, малыш хотя и вырос примерно на 10-12 см, он почти не прибавил в объемах. К концу третьего года он весит примерно 14-15 кг, рост составляет около 98-100 см. Если масса тела заметно увеличилась в последнее время, убедитесь, что у вашего ребенка нет избыточного веса.

  • Старайтесь ограничивать количество сладкого – как родитель вы должны знать всю правду о сладостях. Содержащийся в них сахар не только плохо влияет на состояние зубов, но и подавляет аппетит, нарушая режим правильного питания. Хорошим правилом является употреблять сладости только в один день недели – например, в субботу. Помните, что шоколад, хотя он и хуже усваивается, полезнее леденцов и сахарной ваты.
  • Обратитесь к врачу, если ваш трехлетний ребенок еще не умеет бросать мяч вперед , стоять на одной ноге хотя бы пару секунд и самостоятельно мыть руки. Отсутствие этих навыков может быть нормальным явлением, но стоит проконсультироваться со специалистом.

Рост и вес в 3 года

  • Мальчики в среднем имеют вес - 14-15 кг., рост - 98-100 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 13,5-14,7 кг., рост - 96-98 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 3 года

Ребенок в 3 года точно знает, что такое день рождения, и с энтузиазмом ждет его. В этом году стоит устроить настоящий праздник на день рождения малыша, который запомнит его на несколько месяцев. Он может сам составить список гостей. Скорее всего, именно в этот период наступит эра „головоногих": трехлетние дети с энтузиазмом рисуют „рожицы", то есть окружности с точками, а к ним дорисовывают две длинные черточки – „ножки"! Понаблюдайте, как меняются навыки рисования ребенка год за годом.

В возрасте трех лет малыш уже знает около 900 слов и составляет логические предложения из трех-четырех слов! Трехлетний ребенок уже способен сосредоточиться на первых играх – настольных и карточных, хотя для него правила „Монополии" или „Питера Пэна" являются достаточно сложными. Ему скорее нравятся более простые варианты типа „Войны", где сначала ходит он, а потом его противник. Можно также играть в „Китайца" – такие игры любят целые поколения родителей, бабушек и дедушек, они отлично помогают обучению счету и прогнозированию событий.

Трехлетний ребенок может в течение нескольких минут заниматься одной игрой. В такие моменты он чаще всего рисует, собирает конструктор, занимается с куклами или ездит машинками по трассе.

  • Составьте сценарий празднования дня рождения своего подрастающего ребенка . Шумный праздник может очень утомить малыша. Вместо того, чтобы планировать дюжину развлечений, лучше сосредоточиться на нескольких разноплановых вариантах – желательно, чтобы игры подвижные игры чередовались с рисованием или лепкой из пластилина. От того, как вы устроите празднование, зависит, найдет ли виновник торжества силы, чтобы развлекать гостей до конца мероприятия.
  • Хорошей идеей подарка на день рождения будут наборы кубиков, пазлы, интересные игры. Если вы ищете что-то оригинальное, можно выбрать модели из картона, дизайнерские или необычные игрушки.

Интеллектуальное развитие ребенка в 3 года

Наступает четвертый год жизни, и возникают реальные проблемы для родителей! Хотя ваш трехлетний малыш знает уже достаточно хорошо правила жизни в семье, он не до конца приспособлен к жизни в обществе.Нет, наверное, ребенка, который не захотел бы посягнуть хоть раз на чью-то собственность,не существует ребенка, родители которого не задумывались бы о большой ответственности за него или которых не смутила бы его игра „в доктора" со сверстниками. Это нормальные признаки развития, поэтому не стоит винить себя за плохие методы воспитания, смотрите на такое поведение с юмором.

Малыш к концу третьего года жизни испытывает полную гамму чувств – от стыда, ревности и страха, скуки и тоски до радости, сопереживания и сострадания. Вы можете использовать возможность, чтобы научить ребенка помогать другим.

  • Даже если вся семья уже устала от слишком затянувшегося „бунта двухлетнего ребенка" , не реагируйте очень бурно на вспышки гнева вашего малыша. Здоровый ребенок должен проявлять эмоции. Излишняя покладистость – тревожный симптом, свидетельствующий об излишнем навязывании родительских представлений о дисциплинарной ответственности, давлении на личность малыша.

Третий год жизни ребенка – что может вас беспокоить?

У ребенка ночью болят ножки.

В конце третьего года жизни он может просыпаться посреди ночи с плачем и жаловаться на боль в ногах. Это, скорее всего, боли роста – такие симптомы являются нормальными для ребенка в возрасте между третьим и пятым годом жизни. Обычно они ощущаются в икре, коленке и бедре, но исключительно в ночное время и являются непродолжительными. Боли роста касаются 25-40% детей. Если ваш малыш жалуется на неприятные ощущения, стоит воздержаться от повышенной физической нагрузки – бега и прыжков.

Частые простуды.

Ребенок, особенно если он начал ходить в детский сад, может довольно часто страдать от насморка, потому что ему легко заразиться от других детей в группе, которые возвращаются в детский сад недолеченными после болезни. У некоторых малышей также проявляется аллергия, симптомом которой может быть насморк. Иногда это реакция на пыльцу.