Как помочь ребенку подружиться в школе. Где и как ребенку найти друзей в современном мире? Как же помочь своему ребенку обрести друзей в классе

Уже в раннем возрасте у ребенка формируются навыки общения, умение устанавливать контакт со сверстниками и появляется возможность завести друзей. Социально адаптируясь и развиваясь, малыш должен узнать все стороны дружеских отношений. Часто можно наблюдать, как дети подвергаются насмешкам со стороны сверстников, либо сами могут обидеть других детей. Однако чтобы малыш познал настоящую дружбу, родителям не стоит помогать и вмешиваться в процесс построения дружеских отношений с людьми.

Крепкая дружба на долгие годы может начаться уже в детском возрасте

Развиваем навыки общения

Есть дети, которые с ранних лет проявляют активность и без труда обзаводятся друзьями. Есть такие, которые стесняются и неуютно ощущают себя в коллективе.

Общие принципы

В любом случае родителям стоит поддержать свое чадо и помочь ему в развитии навыков общения и поведения в обществе:

  1. Поясните малышу, что для знакомства с другим ребенком он должен приветливо поздороваться и улыбнуться ему.
  2. Научите чадо, каким образом можно легко войти в компанию сверстников. Нужно подойти к группе ребятишек и определиться, с кем хочет заговорить. В тот момент, когда он будет спрашивать, можно ли ему к ним присоединиться, малыш должен смотреть в глаза незнакомому ребенку. Если последует отрицательный ответ, пусть кроха улыбнется и отойдет в сторонку. При этом родителям важно поддержать малыша, сказав, что в другой раз у него все получится. При положительном ответе ребенку стоит выразить благодарность всей компании.
  3. Приучите кроху проявлять вежливость и доброжелательность по отношению к окружающим. Во всякой компании любят веселых и бодрых людей. Это шанс для малыша завести дружбу со многими сверстниками.


В детском возрасте знакомиться с новыми людьми и находить друзей достаточно просто

Хорошо себя вести

Некоторые дети, общаясь с товарищами, бывают черствыми в эмоциональном плане. В данном случае важно дать понять крохе, что он ведет себя неправильно. Пусть знает, что он в ответе за свое поведение. Разъясните, что нехорошо разносить сплетни, драться, дразниться, обижать других деток. Если вы увидели подобную сцену с участием вашего чада, следует сразу же вмешаться и дать понять ему, по какой причине нельзя так себя вести.

Сочувствовать и быть вежливым

В дружеских отношениях самое основное – уметь делиться и поставить себя на место приятеля. На этом основывается долгая и крепкая дружба.

Крохе важно научиться сопереживать другим и разумно реагировать на них. Развитию этих навыков будет способствовать постоянная практика в семье. Старайтесь каждый день показывать крохе пример.

Оказывать малышу поддержку

Наблюдайте со стороны, как ваше чадо заводит дружбу с другими детьми, всегда будьте готовы выслушать его и дать совет. Вам может быть не совсем понятно сложное устройство их социального круга, но малыш в будущем непременно поделится с вами радостью и горечью в процессе построения дружеских отношений.



Родителям следует наблюдать, как ребенок проявляет себя в общении с другими детьми

Планировать встречи

Эффективный метод, который поможет стать хорошим другом – планировать следующую встречу для совместного времяпровождения. Если ваш кроха пригласил друга в гости, дайте им возможность поиграть у вас дома. Благодаря этому чадо будет чувствовать себя увереннее и сможет самостоятельно наладить дружеские отношения. Ребенок должен спросить у вас разрешения сходить в гости к другу. Предоставляя малышу подобную возможность, тем самым вы поощряете его желание завести дружбу с другими детьми.

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Бывает так, что с ребенком никто не желает дружить. В детском саду не хотят с ним играть, а в школе избегают общения. Тогда родителям надо придерживаться данных рекомендаций:

Родителям важно знать, как научить ребенка дружить. Во-первых, необходимо объяснить, что такое дружба и поведать о правильном поведении с другом. Для этого можете заняться просмотром мультиков о дружбе или почитать книжки. Вся информация, которую малыш получит, будет направлена на формирование правильного представления о дружеских отношениях.



Не нужно стесняться говорить с ребенком о дружбе - эта информация поможет ему в построении гармоничных взаимоотношений

Уже в раннем возрасте детей важно научить уважать, ценить друзей и оказывать помощь близким. Немаловажно, чтобы ребенок мог уступать, находить компромиссы в сложившейся ситуации. В том случае, когда ребенок начнет относится к дружбе достаточно серьезно, он сможет стать настоящим другом. Тем детям, которые рано пошли в детский сад, либо родители часто ходили с ними в гости и посещали многолюдные места, намного легче наладить контакт с окружающими, чем тем, которые росли лишь в кругу мамы с папой и близких родственников.

Некоторые малыши из-за стеснения не могут первыми начать разговор с другими детьми. В данном случае родителям стоит придать ребенку уверенности в себе. Во время домашних праздников, где будут находиться и другие дети, нужно вовлечь свое робкое чадо в совместные игры.

Только ни в коем случае не надо заставлять его что-то делать и говорить «иди, играй вместе со всеми». Просто помогите ему справиться со своим страхом перед общением. Чтобы малышу было легче приспособиться, познакомиться и подружиться со сверстниками, в игре могут принимать участие и взрослые. Так играть станет еще увлекательнее.



Если у ребенка возникают проблемы с общением, нужно сообща преодолевать их

Как помочь найти друзей в детском саду?

Когда ребенок начинает ходить в детский сад, у него появляется возможность найти первых друзей (см. также: ). Однако не всем детям удается наладить контакт с малышами по группе. Перед родителями встает вопрос, как научить ребенка дружить со сверстниками.

Родителям на заметку:

  1. Следует объяснить малышу на своем примере понятие дружбы. Детям свойственно подражать взрослым. Чаще принимайте у себя друзей или сами ходите в гости. Наблюдая, как взрослые общаются между собой, ребенок научиться сам заводить друзей.
  2. Надо научить чадо правилам знакомства. Расскажите ему, как нужно здороваться при встрече и прощаться. Детей в раннем возрасте можно обучать нормам общения, используя в качестве примера игрушки. Тренируясь на игрушках, ребенку намного проще будет установить контакт другими детьми в садике или на детской площадке (рекомендуем прочитать: ).
  3. Заниматься с малышом чтением сказок, просмотром мультфильмов. Многие из них повествуют о том, как важно уметь дружить, чтобы суметь выкрутиться из трудных ситуаций. После совместного просмотра дайте ребенку высказать собственное мнение о герое и сюжете.
  4. Обучить малыша избегать конфликтных ситуаций. Как правило, общение со сверстниками не проходит без ссор, слез или же драк. Однако любой конфликт – это способ для ребенка приобрести необходимые навыки для общения со сверстниками.
  5. Обучить кроху важным принципам, которые помогут ему отличать хорошее от плохого. Если возникла ссора из-за какой-либо игрушки, выясните у малыша причину, по которой она возникла. Если ваше чадо пыталось отнять игрушку, не принадлежащую ему, следует объяснить, что нехорошо брать чужое. Спросите его, как бы он чувствовал себя, если бы хотели забрать его вещь.

Как подружиться с одноклассниками?

Если у вашего чада есть какие-то проблемы (он заикается, принимает лекарство по времени), надо в обязательном порядке дать знать об этом педагогу. Наличие различных заболеваний может послужить поводом насмешек со стороны одноклассников.

Нужно постараться сделать так, чтобы ребенок соответствовал общим требованиям, установленным в школе. Если на урок физкультуры надо приходить в шортах черного цвета, то не стоит покупать малышу красные. Если учитель и не обратит на это внимание, то одноклассники будут дразнить малыша.

Однако не стоит исполнять все капризы ребенка - например, если он просит купить такую куртку «как у Гриши из 5 «А» класса».

Памятка родителям:

  1. Посоветовать малышу вести себя иначе. При сложившемся стереотипе любой поступок можно предугадать. Когда ребенок в обычной ситуации поведет себя неожиданно, то сможет удивить своих одноклассников и тем самым приблизиться к решению возникшей проблемы.
  2. Предоставить ребенку возможность общения с одноклассниками за пределами школы. Можно пригласить их в гости, устроить праздник. Постарайтесь привлечь малыша к школьным мероприятиям и поездкам. Не торопитесь сразу по окончанию уроков забирать чадо домой. Так вы лишите его возможности подружиться со сверстниками.
  3. Не стоит лично «разбираться» с одноклассниками, которые обижают вашего ребенка. Будет лучше, если вы расскажите об этом классному руководителю и психологу. Не следует сразу же вставать на защиту малыша, если у него возник конфликт с одноклассниками. Пусть подросток переживет все стадии конфликта - так он научится самостоятельно справляться с подобными проблемами. Однако если вы видите, что малышу не обойтись без вашей помощи, не оставайтесь в стороне. К таким ситуациям можно отнести постоянные издевательства и травлю ребенка со стороны сверстников.

Родителям важно воспитать ребенка дружным. Следует обращать внимание, как малыш общается с окружающими. Если он делает это неправильно, надо объяснить крохе, какие ошибке он допускает.

Вероятно, после продолжительного дня в школе либо оживленных выходных им хочется просто расслабиться в одиночестве, почитать книгу или поиграть в компьютерные игры.
Такое поведение ребенка можно считать нормальным, но если у ребенка совсем нет друзей, может возникнуть причина для беспокойства, в особенности если ребенок чувствует себя одиноким или не соответствующим требованиям сверстников. Ребенок может не получать приглашения на праздники, часто в одиночестве сидеть во время школьного обеда, его не будут принимать в команду во время игры, ему будут редко звонить друзья, если вообще когда-либо будут звонить.
Большинство детей испытывает желание нравиться окружающим сверстникам, но некоторые из них не до конца понимают, как заводить друзей. Другие дети могут жаждать дружеских отношений, но быть исключенными из той или иной группы, возможно, из-за их одежды, недостаточного соблюдения правил личной гигиены, полноты либо речевой задержки. Подростки зачастую оказываются отвергнутыми сверстниками, если у них отмечается агрессивное поведение. Тем не менее другие дети могут колебаться на грани одной или другой группировки, но так и не быть замеченными. Такие дети, не получающие должного внимания, проводят большую часть своего времени в одиночестве.
В некоторых случаях дети не имеют возможности завести друзей, поскольку на это требуются время и дополнительная энергия. У них слишком плотный график дополнительных занятий, они живут далеко от школы, в местах, где нет детских учреждений или дополнительных занятий для детей, либо же они слишком привязаны к своей семье.
Для родителей ребенок, у которого нет друзей, является сложной и мучительной проблемой. Такое явление не редкость: около 10% детей школьного возраста заявляют, что у них нет лучшего друга. Такие дети могут испытывать чувство одиночества и изоляции от общества, в результате чего у них появятся эмоциональные проблемы и трудности с адаптацией либо же они не смогут овладеть социальными навыками, которые так необходимы для успешных отношений со сверстниками или взрослыми.
Для того чтобы помочь своему ребенку разрешить эту социальную проблемы, вам понадобятся умение и чуткость. Если ребенок почувствует, что вы страстно боретесь с проблемами его социальной жизни Либо же слишком назидательны, он может стать чрезмерно скрытным или занять оборонительную позицию, вероятно, даже испытывая при этом чувство, что он сильно расстроил вас тем, что не смог завести друзей. В ответ на ваши попытки вмешательства ребенок может отказываться или отрицать существование какой-либо проблемы. Даже если он говорит: «Все хорошо, мама», он по-прежнему может нуждаться в дружеских отношениях.

Как разобраться в проблемах вашего ребенка

Вы как родитель должны постараться выяснить, почему ваш ребенок несчастен либо почему его отвергают сверстники. С точки зрения взрослого мир ребенка может показаться вам совсем простым, но на самом деле этот мир Сложный и предъявляющий высокие требования. К примеру, на игровой площадке вашему ребенку приходится справляться со многими различными задачами: вступление в группу, ведение диалога, правильное ведение игры; ему придется столкнуться с тем, что его будут дразнить, и другими формами провокаций, а также он должен уметь разрешать конфликтные ситуации с другими детьми. Это достаточно много задач, которые ему предстоит разрешить, и если ребенок не знает, как вести себя в той или иной ситуации у него могут возникнуть трудности с установлением или сохранением дружеских отношений.
Существует множество причин и в самом ребенке, из-за которых у него может не быть друзей, в том числе неприятие или невнимание со стороны окружающих либо же природная застенчивость ребенка. Отвергнутые подростки открыто нелюбимы их сверстниками и часто чувствуют себя нежеланными. Они часто ведут себя агрессивно или у них проявляется беспокойное поведение, и они очень бурно реагируют, когда их дразнят. Они могут вести себя как задиры и нарушители порядка либо могут быть настолько не уверены в себе, что это начнет вызывать неприятие со стороны окружающих. Также они могут быть не приняты из-за их импульсивного или беспокойного поведения. У некоторых из них может наблюдаться недостаток внимания или гиперактивность.
В других случаях дети, обделенные вниманием, не являются явно отвергнутыми, их не дразнят, но зачастую просто игнорируют, забывают, не приглашают на праздники и в числе последних принимают в команду для игры. Таких подростков можно определить как одиночек, но они также могут быть пассивны и с ненавистью относиться к своей изолированности. Другим же детям, напротив, нравится проводить время в одиночестве. Такие дети могут испытывать уважение и восхищение со стороны окружающих, но просто чувствовать себя более комфортно в одиночестве либо в окружении родителей, братьев и сестер, других взрослых или даже домашних животных. Им может не хватать социальных навыков и уверенности в себе, необходимых для участия в общественной жизни, зачастую ввиду ограниченности социального опыта. Или они могут просто быть более застенчивыми, тихими и замкнутыми, чем их сверстники.

Застенчивость

Хотя детская застенчивость встречается довольно часто, она вызывает беспокойство со стороны многих родителей, в особенности тех, для которых общительность является значимой ценностью. Некоторые дети становятся застенчивыми из-за неприятного жизненного опыта, но большинство детей просто такими появляются на свет. Для некоторых детей среднего подросткового возраста социальные ситуации и взаимодействия могут оказаться настоящим кошмаром. Когда они вступают в контакт с новыми ребятами, они крайне редко чувствуют себя непринужденно. Обычно они не хотят или не могут сделать первый шаг, предпочитая отказаться от возможной дружбы, нежели обратиться к кому-то незнакомому. Некоторые робкие дети могут испытывать эмоциональный дистресс, но таких детей меньшинство. На самом деле некоторые дети замкнуты по своей природе и проявляют замедленную реакцию в новых для них ситуациях.
В некоторых случаях застенчивость может лишать ребенка определенных возможностей. Чрезмерно застенчивые дети зачастую не так легко адаптируются к обстановке в классе или на игровой площадке, как их сверстники. Чем дольше сохраняется эта особенность характера ребенка, тем сложнее ему измениться. Застенчивость может привести к умышленному избеганию социальной среды и отказу от участия в общественных мероприятиях, что в конечном счете приводит к неспособности эффективно функционировать в роли взрослого, живущего в обществе. Если застенчивость вашего ребенка является причиной нарушения здоровья, она может быть вызвана тревожным расстройством или типом темперамента - в таком случае полезно пройти обследование у специалиста, занимающегося проблемами психического здоровья.
Но несмотря на это большинство застенчивых детей обретают умение заводить друзей и хорошо чувствуют себя в социальных условиях, как только заканчивается первоначальный период приспособления к ситуации. Дети, у которых наблюдаются сложности с установлением и сохранением дружеских отношений, даже после переломного периода требуют большего участия и внимания со стороны взрослых. В конечном счете многие (а возможно, и большинство) застенчивые дети обретают умение бороться со своей застенчивостью. Они действуют таким образом, чтобы не было заметно их робости или скрытности, хотя внутри могут чувствовать себя очень застенчивыми. Родители должны аккуратно направить детей на участие в общественной жизни, где они смогут научиться успешно взаимодействовать с окружающими.

Влияние особенностей воспитания ребенка на его характер

Темперамент родителей, их социальные навыки и стиль воспитания могут повлиять на социальные возможности ребенка и принятие его сверстниками. Если вы слишком критически или неодобрительно относитесь к ребенку, не принимаете его таким, какой он есть, либо же проявляете агрессию по отношению к нему, ваш ребенок будет стараться подражать вашему стилю и вести себя враждебно и агрессивно по отношению к сверстникам. И напротив, если вы относитесь к нему спокойно и терпеливо, принимаете его таким, какой он есть, ваш ребенок, вероятно, будет подражать тем же качествам и проще заводить друзей.
Некоторые специалисты подразделяют стили воспитания родителей на три типа.

Авторитарные родители склонны чрезмерно контролировать своих детей, выдвигая им ряд правил и стандартов. Поскольку большое значение уделяется ими строжайшему контролю, они могут забыть о теплоте и доверии. Такие родители склонны проявлять свою власть при помощи ограничения свободы ребенка и даже прекращения проявления своей любви или одобрения. Этот родительский стиль может вызывать у ребенка ощущение неприятия и изолированности. У него могут развиться только те социальные навыки, которых требуют от него родители, и долго будет сохраняться зависимость от матери и отца.

Всепозволяющие родители впадают в другую крайность. Они проявляют много тепла и любви и обычно принимают ребенка таким, какой он есть; осуществляют низкий уровень контроля над детьми и мдло чего от них требуют. Их дети становятся умеренно независимыми и достигают умеренного социального успеха.

Авторитетные родители попадают в категорию, находящуюся между приведенными выше двумя крайними проявлениями. Осуществляя необходимый контроль, они также дарят детям свою теплоту и любовь и возлагают реальные надежды на своих детей. По мере того как ребенок переживает период среднего подросткового возраста, родители осознают возрастающую зрелость своего ребенка, способствуют поддержанию соответствующего уровня ответственности и прибегают к рассуждениям и обсуждениям вопросов личностных различий. Их дети склонны к проявлению независимости и, как правило, социально успешны.
Ваше отношение к ребенку может быть также обусловлено особенностями самого ребенка. К примеру, если у вашего ребенка сложный характер, вы можете быть более беспокойны, агрессивны, негативно настроены, проявлять больший контроль по отношению к ребенку и начать уделять меньше внимания воспитанию и реже положительно реагировать на поступки ребенка. В результате ребенок может вырасти с ощущением незащищенности и недостаточным количеством необходимых социальных навыков, у него могут наблюдаться сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Влияние социума

Хотя в некоторых случаях дети чувствуют, что единственная причина того, что у них нет друзей, кроется в них самих, на самом деле это не является истиной. Дружба - обоюдный динамичный процесс, зависящий от того, как дети воспринимают друг друга. В среднем подростковом возрасте дети склонны к тому, чтобы воспринимать друг друга в общем, зачастую не оценивая более тонких индивидуальных различий или уникальных особенностей, что является причиной неприятия кого-либо или невнимания по отношению к кому-либо.
Зачастую у нелюбимого ребенка развивается негативное представление о самом себе и складывается такая репутация среди сверстников, которую очень сложно изменить. Даже если ребенок сможет улучшить свои социальные навыки, навешанные на него ярлыки и сложившееся восприятие его сверстниками изменить очень сложно. Ребенок может решить придерживаться своих убеждений - таким образом, даже если нелюбимый подросток в конечном счете станет членом какой-либо группировки, его могут не до конца либо не слишком дружелюбно принять. И хотя формально ребенок уже не будет являться посторонним наблюдателем, он по-прежнему может испытывать чувство одиночества, изолированности и заниженной самооценки.
Хотя некоторые нелюбимые дети все же могут изменить свое поведение, другие этого сделать не могут и продолжают вести себя так, что это мешает их способности заводить друзей. У некоторых подростков наблюдаются сложности с приобретением новых социальных навыков, которые им необходимы, другие же даже не осознают, что у них имеются проблемы с взаимоотношениями. Тем не менее для определенной части подростков ожидание неприятия становится частью их жизни, и это запрограммированное ожидание не позволяет им вести себя так, чтобы завести друзей. В некоторых случаях одновременно действуют сразу несколько таких влияний, и одно усиливает другое.
Если семьи живут в изолированных сельских областях далеко от школы, у детей может быть ограничена возможность вести социальную жизнь после школы или по выходным. В некоторых обществах нет дополнительных программ, в которых подростки могли бы принимать совместное участие. Нехватка финансовых средств в семье или частая смена работы и жилья родителями тоже добавляют сложностей в заведении друзей.

Что могут сделать родители

Если вам кажется, что у вашего ребенка недостаточное количество друзей и это его беспокоит, вам необходимо как можно раньше вмешаться. Первое, что вам необходимо сделать, чтобы помочь ребенку преодолеть одиночество и изолированность, - это признать вместе с ребенком, что проблема действительно существует. Поговорите с ним в доверительной манере. Хотя отрицание, уныние, смущение или логическое обоснование являются нормальной реакцией ребенка, вам обоим необходимо стать выше их.

Постарайтесь наладить открытое доверительное общение дома. Способствуйте тому, чтобы ваш ребенок открыто говорил о своем беспокойстве и трудностях, касающихся вопросов дружбы. Он знает гораздо больше о своих социальных навыках, чем вы, поэтому вам нужно просто быть хорошим слушателем. В то же время это слишком щепетильная тема, и проблемы могут оказаться сложными для полного осознания их подростком. Его собственные представления и понимание мотивов поведения членов коллектива могут быть неполными.
Избегайте преуменьшения значения социальных проблем вашего ребенка со сверстниками. Если ваш подросток страдает, а вы можете дать ему лишь скромное утешение, сообщите ему о том, что вы либо не понимаете, либо вас это не беспокоит. К примеру, если сверстники называют ребенка занудой или тупицей, не давайте ему совета просто игнорировать их. Это подобно тому, как взрослому человеку советуют не беспокоиться, когда он теряет работу. Относитесь ко всему с пониманием, не осуждайте его и будьте отзывчивы.

Установите баланс между чувствами сопереживания и ответственности. Во многих случаях ваш ребенок сможет справиться с социальными проблемами без вашего прямого вмешательства. К примеру, если его не принимают в баскетбольные игры на игровой площадке в субботние вечера, не может быть ничего хуже для авторитета ребенка среди сверстников, чем ваше вмешательство и настаивание на том, чтобы вашему ребенку разрешили принять участие в игре. («Этот маменькин сынок без мамочки никуда!») Кроме того, если вы постоянно приходите ему на помощь, у ребенка может развиться чрезмерная зависимость от вас либо он может выражать недовольство вашим вмешательством, которое вы совершаете из лучших побуждений: в этом случае он не станет самостоятельно искать решения проблемы.

Задайте несколько основных вопросов. Родители могут задать несколько прямых вопросов ребенку, но помните, что граница между заинтересованностью, назойливостью и допрашиванием весьма тонкая. Постарайтесь аккуратно выяснить, как ребенок видит ситуацию, в которой оказался. Это могут быть следующие вопросы.

  • Пользуешься ли ты популярностью?
  • Кто является популярным? Почему они популярны? Это обусловлено тем, что они нравятся другим ребятам, или потому, что.они хотят быть похожими на них?
  • Есть ли ребята, с которыми ты всегда можешь поговорить и довериться им?
  • Ребята, которых ты знаешь, обзывают друг друга? Как они обзывают друг друга? А тебя обзывают?
  • Есть ли группа, членом которой тебе хотелось бы стать? Или, может быть, есть кто-то, с кем тебе хотелось бы дружить?
  • Тебя волнует мнение о тебе других ребят?

Наблюдайте за своим ребенком. Если ситуация позволяет и вы не смущаете этим своего ребенка, понаблюдайте за ним, когда он проводит время со сверстниками: это может происходить в пиццерии, во время спортивного матча или в кинотеатре. Обратите внимание, какое впечатление он производит, какое у него настроение и какие действия могут вызвать конфликтную ситуацию или привести к его изоляции.
Позже обсудите произошедшее вместе с ребенком и постарайтесь найти другие способы взаимодействия с друзьями. Сфокусируйте внимание на конкретных формах поведения, используйте примеры из реальной жизни. К примеру: «В пиццерии я заметила, что ты отпил немного газировки из стакана Эмили. Как, ты думаешь, она к этому отнеслась? Что бы ты мог сделать иначе? Ты чувствовал себя свободно со своими друзьями или старался вести себя по-другому, потому что они там были?»

Чтобы помочь своему ребенку, когда у него возникают сложности в отношениях с друзьями, вам необходимо понимать характер проблем, с которыми ему приходится сталкиваться. Помимо наблюдения за его взаимоотношениями со сверстниками в различных ситуациях вы можете тактично попытаться собрать информацию у его братьев и сестер либо ровесников. Поинтересуйтесь группировками и коллективами, в которых состоит ваш ребенок. Помимо этого узнайте как можно больше о том, что происходит в определенных местах, где дети находятся без присмотра взрослых, таких как автобусные остановки, столовые и туалеты. Вы даже можете снять на видео поведение вашего ребенка - на празднике по случаю дня рождения, например, чтобы потом его тщательно изучить.

Получите необходимую информацию в школе. Спросите учителя- вашего ребенка или сотрудника школы, наблюдающего за детьми на детской площадке, как ваш ребенок ведет себя с другими детьми. Узнайте о его социальных взаимоотношениях не только в классе, но и в тех местах, где дети находятся без присмотра. Водитель автобуса может предоставить вам полезную информацию о взаимоотношениях в автобусе.
Учитель может рассказать о своих впечатлениях относительно того, чувствует себя ребенок уверенно либо замкнуто. Вы можете заметить, что у ребенка проявляются некоторые эксцентричные привычки, которые служат поводом для шуток над ним или психологического давления со стороны сверстников. Учитель может дать вам некоторые советы относительно того, что следует делать ребенку для установления дружеских отношений или выявления других детей с подобными интересами. Помимо этого группе подростков с одинаковыми потребностями может быть необходимо посетить несколько занятий квалифицированного специалиста.

Создайте план. С обладанием этой информацией у вас появится возможность концентрировать внимание на характерных проблемах и направлять ребенка в нужную область, разработав стратегию, при помощи которой он сможет стать участником групповой деятельности, попрактиковавшись в том, как начать и продолжить разговор, и эффективно справляться с незначительными и более значимыми конфликтными ситуациями.
Поговорите с ребенком о мнении о нем других детей - что они думают о ребенке и какие качества они считают важными. Если вам удастся поговорить с ним о его трудностях, связанных с дружбой, вы сможете сориентировать ребенка и научить его, что следует делать. Если вы при этом будете сохранять и поддерживать и другие способы вознаграждения за успех, то поможете своему ребенку стать неунывающим и настойчивым в стремлении достичь успеха в социальной сфере.

Направляйте своего ребенка. Ребенку в таком положении требуется помощь в направлении, как найти социальные мероприятия или начать действовать. Постарайтесь направить его в такие ситуации, где ему скорее всего придется столкнуться с другими подростками и выстроить отношения. Предложите ребенку пригласить своего одноклассника остаться у вас ночевать либо вместе с вами поехать на пляж.
Чтобы увеличить вероятность успеха вашего ребенка, предложите ему провести время со сверстниками, типы темперамента и интересы которых соответствуют его собственному. К примеру, у более активных девочек чаще хорошо складываются дружеские отношения с активными детьми. Постарайтесь уговорить вашего ребенка стать членом группы, основываясь на том, что таким образом он сможет завести одного или нескольких друзей. Выберите друга, который, по вашему мнению, ближе всех вашему ребенку и темперамент которого похож на темперамент вашего ребенка, и предоставьте йм возможность проводить вместе время. Сначала это могут быть непродолжительные, тщательно подготовленные мероприятия, а позже постепенно создавайте все менее структурированные условия. Обычно самым простым началом служат непродолжительные походы в гости и организованные мероприятия.
Для начала пригласите друга вашего ребенка поиграть в боулинг или сходить на спортивный матч, в кино либо на игровую площадку - туда, где им не придется много общаться один на один, но они смогут вместе что-то делать бок о бок. Позвольте им постепенно подготавливать себя, занимаясь каким-либо занятием, имеющим определенный результат, а не просто провести день на пляже или совершить совместный вечерний выход. Как правило, если само занятие доставляет детям удовольствие, а время, отведенное на него, имеет ограничения, вероятность успеха сильно возрастает. После этого, если начальные встречи прошли успешно, детям можно предложить приступить к занятиям, которые могут проходить как в определенном месте - парке или на игровой площадке, так и дома без конкретного задания, которое необходимо выполнить. В этом случае может потребоваться ваше осторожное наблюдение за процессом, чтобы избежать возникновения каких-либо проблем.

По мере того как у ребенка устанавливаются новые дружеские отношения, узнайте лучше его друзей. Предложите ему пригласить их к вам домой, где они смогут вместе поиграть. Хорошо бы познакомиться с их родителями. Постарайтесь наладить связь с членами их семей.

Выявляйте сильные стороны или интересы вашего ребенка. Постарайтесь убедить ребенка использовать свои сильные стороны при установлении дружеских отношений. К примеру, если у него хорошее чувство юмора, он может воспользоваться им во время игры в классе или иной ситуации, в которой его скорее всего оценят сверстники. Если ребенок любит животных, он может познакомиться с другими детьми, разделяющими его интересы, сходить с ними в зоопарк, посмотреть вместе передачи о природе/дикой природе и животных либо организовать какой-нибудь проект.

Развивайте навыки ребенка. Если у вашего ребенка имеются некоторые навыки, но они недостаточны для того, чтобы удовлетворять его нужды или чтобы его принимали в группу дети с более развитыми навыками, ему могут потребоваться индивидуальные занятия. В зависимости от характера навыков кто-то из родственников, репетитор, учитель или кто-нибудь из старших учеников может помочь ребенку развить его навыки до уровня, удовлетворяющего его самооценку, благодаря чему повысится его популярность среди сверстников. Это могут быть навыки в спортивных мероприятиях, музыкальные или навыки письма. Опять же специализированный детский лагерь или занятия по выходным дням могут помочь в этой ситуации.

Обращайтесь за помощью к специалистам . Если у вашего ребенка серьезные проблемы с установлением дружеских отношений, а ваши старания помочь ему не имеют успеха, обратитесь за помощью к педиатру, детскому психологу или другому специалисту, который занимается проблемами воспитания. Специалисты могут посоветовать программы, которые помогут вашему ребенку развить социальные навыки. Консультация детского специалиста или семейная терапия может помочь вам направить подростка, чтобы он смог выстраивать дружеские отношения. Частью такой терапии может стать обучение родителей, которое поможет вам замечать, укреплять и вознаграждать положительные изменения в поведении вашего ребенка.
Другие проблемы (такие как невнимательность, необучаемость или эмоциональные трудности) могут также привести к социальным затруднениям. Таким детям может потребоваться помощь специалистов.
Помните о том, что способность вашего ребенка заводить друзей и сохранять дружбу тесно связана с его успехом и самооценкой. Если ребенок страдает от одиночества и изолированности, вы должны помочь ему обрести уверенность в себе и овладеть социальными навыками, необходимыми для общения со сверстниками и наслаждения приятными моментами дружеских отношений.

Навыки взаимоотношений са сверстниками
Успешные взаимоотношения со сверстниками требуют ряда навыков и особых способов взаимодействия. Родители должны попытаться обнаружить наличие этих навыков у своего ребенка и помочь ему развить и смоделировать их. Это умения:

  • справляться с неудачами и разочарованиями;
  • справляться с успехом;
  • приспосабливаться к изменениям в жизни;
  • справляться с неприятием и ситуациями, когда тебя дразнят;
  • обуздывать гнев;
  • проявлять чувство юмора;
  • прощать;
  • просить прощения;
  • отказываться от принятия вызова;
  • придумывать забавные занятия;
  • выражать свою привязанность и любовь;
  • избегать опасных ситуаций;
  • защитить себя;
  • утешать кого-либо;
  • делиться;
  • просить;
  • раскрывать себя;
  • говорить комплименты;
  • выражать положительную оценку;
  • справляться с потерей;
  • поддержать друга;
  • оказывать услуги;
  • обращаться за помощью;
  • оказывать помощь другим;
  • хранить секреты.

Почему у некоторых детей нет друзей

у детей могут возникать социальные Проблемы по ряду причин, которые неподвластны ни их, ни вашему контролю. Ниже приведены некоторые из них, способствующие сложностям вашего ребенка при заведении друзей либо сохранении дружбы.

Сложности, связанные с самим ребенком

  • Темперамент (сложный, застенчивый)
  • Проблемы с внимательностью/гиперактивностью
  • Необучаемость
  • Проблемы с социальными навыками
  • Проблемы с навыками общения
  • Задержка физического, эмоционального или интеллектуального развития
  • Физические недостатки
  • Хроническое заболевание, частые госпитализации, пропуски в школе
  • Слабые двигательные навыки, ограничивающие участие ребенка в групповых мероприятиях
  • Эмоциональные трудности (подавленное состояние, беспокойство, низкая самооценка)
  • Недостаточное соблюдение правил личной гигиены
  • Непривлекательный внешний вид
  • Ребенок предпочитает проводить время в одиночестве
  • Ребенок получает социальное удовлетворение и дружбу в основном со стороны членов семьи
  • Культурные ценности не соответствуют ценностям сверстников

Сложности, связанные с родителями

  • Стиль воспитания родителей (слишком авторитарный или практикующий вседозволенность) неблагоприятно влияет на социальное развитие ребенка. Родители слишком сильно загружают ребенка дополнительными занятиями, работой по дому или другой работой, отнимающей время, энергию или возможности для установления дружеских отношений
  • Родители слишком критически или негативно относятся к выбору ребенком друзей
  • Родители сами обладают слабыми социальными навыками, и у ребенка нет достойного примера для подражания в ролевых играх
  • У родителя депрессивное состояние или психическое заболевание
  • У родителя проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем или наркотиками
  • Стиль воспитания родителей является отражением семейных раздоров или использует применение насилия
  • Родители испытывают кризис супружеских отношений, применяют давление, оскорбления
  • Родители слишком сильно опекают ребенка или чрезмерно ограничивают его свободу
  • Родителям сложно приспособиться к индивидуальности ребенка или его особым нуждам

Сложности, связанные с социальным окружением

  • Семья живет в отдаленной сельской местности
  • Место жительства семьи находится далеко от школы
  • По соседству живет всего несколько детей
  • Семья уезжает на все лето
  • Семья переживает финансовые трудности и ей приходится часто переезжать с места на место
  • В семье присутствуют культурные или языковые отличия
  • Общество предлагает ограниченное количество возможностей или программ для детей, где они могут вместе проводить время и готовиться к жизни в обществе
  • Опасность подвергнуться насилию в обычных местах для игр не дает детям возможности вместе проводить время
  • Группа сверстников ребенка устанавливает различия в одежде, ценностях и поведении.

Привет всем! Наверное, не найти человека, которому не хочется иметь настоящего друга. Об этом много сказано, написано, снято фильмов и передач. Но вопрос все равно остается на повестке дня: кто такой друг? Как его найти? И ? Вот этому и посвятим нашу встречу.

Сначала поговорим именно о наших представлениях о настоящем друге, каким мы его видим. Какой он, идеальный товарищ? А потом уже вместе подумаем о том, где и как его найти. Хорошо? Тогда вперед!

Наш идеальный друг

Представьте, если бы поиск товарищей проходил бы при помощи анкетирования, мы бы заполняли графы, а система нам сама находила бы подходящего человека, с которым мы сразу же становились близкими по духу товарищами. Какие бы качества и особенности написали? Давайте попробуем это вместе сделать!

Качества :

  • Верный, чтобы не бросил в трудную минуту;
  • Мудрый, помог бы нам избежать глупых поступков;
  • Щедрый;
  • Не завистливый;
  • Помнящий о своих обязанностях;
  • Умеющий распоряжаться деньгами;
  • Уважающий людей и защищающий свои и чужие интересы. Это поможет чувствовать относительную свободу в отношениях;
  • Не говорящий глупостей;
  • Умеющий хранить тайну;
  • Не зануда. С чувством юмора;
  • Всегда готовый слушать;
  • Заводной, чтобы с ним было интересно и весело;

Добавляйте свое! Уверена, вам есть, что сказать по этому поводу.

Конечно, никто из нас не отказался бы от близкого товарища с яхтой, собственным турагентством и виллой на Канарах. Но в то же время, все мы реалисты. Поэтому, пойдем по программе минимум, а вы дополняйте список своими мечтами!

Особенности :

  • Положение в обществе. Не имеет значение, у взрослых это начальник или служащий; так и у детей – отличник или нет, главное, чтобы был достойный человек, про которого с гордостью можно было бы заявить: «он – мой Друг!».
  • Желательно, чтобы имел свою территорию, где можно вместе проводить время. или хотябы телефон для связи.
  • Общие интересы. Какая-то точка соприкосновения должна быть.

Сказать, что все эти требования – капризы, нельзя. Ведь мы хотим иметь человека, который был бы близок нам или нашему карапузу. Но согласитесь, на фоне такого безупречного человека мы бы потерялись и были бы не интересны. И вряд ли что-то в нас его привлекало. Ведь мы совершаем кучу ошибок, говорим глупости, не всегда внимательны к потребностям других людей, особенно, когда нам самим тяжело, да и чувство юмора нас вечно подводит в самый неподходящий момент.

Тогда напрашивается вывод: мы согласны, чтобы у друга были какие-то недостатки, с которыми нам придется мириться, в ответ на то, что и он нам простит наши.

Какие это недостатки? У каждого свои. Тут не может быть общего списка, ведь кто-то остро реагирует на то, что человек вовсе лишен юмора, зато ценит, что его выслушивают и хочет во всем откровенности, и наоборот.

Но есть главное, что соединяет людей:

  1. готовность просить прощение,
  2. в мирном ключе анализировать, из-за чего возник конфликт (а разногласия обязательно будут!), чтобы его не повторить,
  3. и умение идти на компромисс ради интересов другого.

Порой именно это объединяет двух абсолютно разных людей. И, если взрослые это хорошо понимают, и оценивают, хватит ли им сил на то, чтобы соблюсти все эти 3 пункта, то у детей все намного сложнее, и в то же время, намного проще. Детская непосредственность и легкое отношение к жизни позволяет им быстро прощать и напрочь забывать огрехи товарищей. Но то, что в представлении малыша мир разделен на хорошее и плохое, белое и черное, безо всякой серой прослойки, когда один видит хорошо, а другой – плохо, ставит под удар общение со сверстниками, ведь мы все разные, и у каждого свое представление о белом и черном.

Именно поэтому стоит малышам помогать: во-первых, расширять их кругозор и понимание рамок добра и зла; а во-вторых, с поиском друзей.

Где и как найти преданного друга

Заметили, что чаще всего крепкая дружба начинается в детстве? Именно поэтому мы с вами должны обратить внимание наших крох на ценность дружбы и на качества хорошего товарища. Заметьте, мы помогаем только с этим, но никак не указываем малышам, с кем им водиться!!!

А что, если у вашего крохи появился знакомый в другом городе ? Вы его не знаете, и не можете сказать, к чему приведет это общение? Стоит ли вмешиваться и сразу же напирать на то, чтобы малыш вас представил, а тот в подробностях рассказал, кто он и какой, кто родители и какие у него жизненные цели? НЕТ! Конечно же, нет!

Просто наблюдайте! Внимательно слушайте, что и в каком тоне рассказывает ваш малыш о своем новом знакомом. Рад ли он, что есть у него такое общение? О чем они говорят? Как настроен кроха после разговора с этим ребенком. Не бойтесь ставить уместные вопросы, не оскорбляющие никого. И даже то, открыт ли ваш кроха или замыкается и что-то утаивает, тоже повод быть более внимательным, но не напирать со своим «нельзя», «не дружи», «не разговаривай» и т.д.

Лучше всего, если будет возможность, всей семьей отправьтесь в тот город, где живет этот ребенок и познакомьтесь с ним, а, если получится, то и с его семьей. Только это решение должно быть принято всеми, а не быть в авторитарном режиме. Никакого напора с вашей стороны быть не должно! Иначе вы автоматически станете врагом, и от вас вся информация закроется. Доступ к доверию будет прерван. Вы этого хотите? Уверена, что нет. А потому всегда разговаривайте со своим крохой мягко, и все объясняйте на том языке, который понятен ему. Тихо и мирно беседуйте без запугивания, давления, шантажа, заигрывания или подкупа.

Уверена, вы справитесь! И у вас, и у вашего ребенка будет настоящий верный друг! В Притчах, Библейской книге, говорится: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным». А потому, первыми проявляйте это качество, учите детей прощать, и по-доброму общаться со своими знакомыми. Именно это – основа истинной дружбы!

Наше общение тоже смело можно назвать дружественным. На нашем сайте можно встретить много полезных советов и хороших друзей! Поэтому, не забудьте о подписке на новые статьи. И обязательно расскажите всем своим знакомым, на какие темы мы с вами беседуем!

А на сегодня все! Пока!

В жизни есть масса ситуаций, когда ребенку может понадобиться найти новых друзей. Или узнать больше . Вы переехали на новое место. Ваш малыш пошел в первый класс. Или перешел в другую школу.

Если ребенок — общительный экстраверт, ему ничего не стоит завести друзей везде, где бы он ни очутился. Но скромным интровертам приходится сложнее. Помогите ему освоить науку, как находить друзей.

Как найти друзей в школе

Школа — самое простое, что можно придумать. Именно там ребенок проводит большую часть времени. Вскоре после прихода в новый класс у него должны появиться если не друзья, то хотя бы приятели. Если этого не произошло, поговорите с ребенком. Внимательно выслушайте его мнение, но не пытайтесь что-то сходу советовать.

Возможно, одноклассники не интересны ему, а может он и не против бы общаться, но его почему-то не принимают.

Расспросите учителя об атмосфере в классе, и как прижился там ребенок. Посоветуйтесь, что можно сделать, чтобы отношения сложились.

Если вместо того чтобы приобрести друзей, ребенок столкнулся в новом коллективе с насмешками и конфликтами, не игнорируйте это. Важно вовремя привлечь внимание классного руководителя и психолога, чтобы предотвратить школьный буллинг.

Также с учителем можно посоветоваться кого из одноклассников стоило бы выбрать в друзья. Возможно, с кем-то у вашего ребенка есть общие интересы, сходство темпераментов и тд. Познакомьтесь с родителями этого ребенка, пригласите их на семейный пикник, или просто прогуляться в парке. Если дети занимаются в одной секции, может вам удобно будет по очереди забирать их, и тд.

Кружки и секции — еще один способ подружиться

Общие интересы сближают гораздо лучше, чем учеба в одном классе. Лучше всего помогают приобрести друзей командные виды спорта, творчество. Индивидуальные занятия и виды спорта, где детей нацеливают на конкуренцию, и победитель возможен только один, не помогают детям подружиться. А скромного неуверенного в себе ребенка и вовсе могут травмировать.

Отличное место — кружки изобретателей. Там дети придумывают и обсуждают новые проекты, и темы для разговоров возникают сами по себе. Причем, в центре может оказаться даже самый тихий, но креативный ребенок.

Плейдейт, как способ найти новых друзей

Суть плейдейта в следующем. Родители договариваются, что какой-то конкретный день дети проводят дома у одного из компании. Организатор плейдейта придумывает занятия и развлечения, следит, чтобы детям было весело, они не перессорились и не проголодались. Остальные родители свозят своих детей и угощения, и едут по своим делам.

Дети отлично проводят время, играют и общаются, а у родителей есть возможность немного отдохнуть.

Чтобы помочь ребенку найти друзей. Устройте плейдейт с наиболее симпатичными ему одноклассниками, или с соседями по дому. Либо пригласите детей ваших друзей и коллег, которые подходят по возрасту.

Если вы не слишком хорошо знакомы с родителями (в случае с новыми соседями или одноклассниками), их может остановить предложение оставить у вас ребенка без присмотра. В этом случае лучше предложить им остаться и пообщаться в другой комнате. Вам ведь тоже не помешает с ними ближе познакомиться.

Найдите друзей себе — и они найдутся у ребенка

Хотя бы потому, что он берет пример, как заводить новых друзей, именно с вас. Это подсознательный сигнал для него: «Люди не страшные, общаться с новыми людьми — приятно. «Находить новых друзей — не сложно».

Вы переехали на новое место? Поищите новый круг общения на местных форумах, или среди местных активистов. Практически везде есть группы небезразличных людей, которые устраивают субботники в парке, садят цветы на придомовых клумбах, устраивают детские праздники, и тд. Присоединяйтесь к ним, это будет полезно во всех отношениях.

Идеальный вариант — найти новых друзей с детьми-ровесниками вашего ребенка. Это можно сделать на мамских форумах. Практически везде есть разделы, где мамы собираются по городам и по районам города.

Пообщавшись, можно выбрать человека, который близок по духу вам, и имеет ребенка нужного возраста. Предложите встретиться семьями, познакомиться. Возможно, именно так вы найдете новых друзей и себе, и ребенку.

Детские площадки — новые друзья для малышей

Детские площадки — такой же «естественный» источник новых друзей, как школа или секция. Правда, это вариант максимум до 7-8 лет.

Если ребенок коммуникабельный, достаточно просто регулярно приходить играть в одно и то же место. Дети быстро привыкают к новым лицам и зовут в игру.

Если ребенок закрыт и неохотно идет на контакты, придется подключиться вам. Знакомьтесь с мамами на площадке, общайтесь. Договаривайтесь вместе приходить на площадку или уходить домой.

Ребенок, которому сложно сразу влиться в коллектив, гораздо легче решится на общение, если в компании будет только один ровесник. По пути домой или на площадку им будет о чем поговорить, и в следующий раз ваш ребенок с большей охотой вступит в игру.

Ребенка в классе не замечают, с ним не общаются одноклассники, в классе нет друзей, очень распространенная проблема в современной школе.

Как же помочь своему ребенку обрести друзей в классе?

Если ребенок на вопрос, чувствовал ли он себя когда-нибудь одиноким и не любимым, отвечает, что это постоянно ощущается в классе, где с ним никто не хочет общаться, то пора искать методики оказания ему помощи.

Собственный опыт

Родителям следует внимательно относиться к своему ребенку, откинув позицию прокурора, грозно проверяющего оценки и спрашивающего, хорошо ли он вел себя в школе. Подобное отношение только усугубляет проблему, приводя к замкнутости и нежеланию делиться переживаниями.

Необходимо учитывать, что ученик получает колоссальную нагрузку и после уроков чувствует себя утомленным. Особенно напряженно усвоение новых знаний дается в период с первого по третий класс.

Взяв на вооружение дружеский тон, беседа с ребенком ведется в плане обсуждения итогов прошедшего дня и выяснения планов на следующий. Должен чувствоваться искренний интерес, а не желание тотального контроля. В беседе задаются ненавязчивые вопросы об одноклассниках, возникающих недоразумениях. Если чувствуется какая-то волнующая ребенка проблема в этом плане, нельзя отмахиваться или советовать все забыть. Самым действенным решением будет дельный совет, обозначенный как собственный опыт из школьных лет, позволяющий не чувствовать одиночества в коллективе.

Несмотря на занятость, целесообразно принимать у себя дома ребят из класса, если ребенок их пригласил зайти в гости. Выставить на стол угощение, не хмуриться и не высказывать недовольства, если дети затеяли шумную игру. Постараться приветливо поговорить с гостем, чтобы он не испытывал неловкости. Пригласить приходить еще. Демонстрация того, как следует принимать гостей поможет ребенку самому выстраивать в дальнейшем правильную модель поведения и чувствовать себя уверенным в подобных ситуациях.