Как научить детей дружить? Советы родителям. Как научить ребенка дружить: советы родителям детсадовца Советы детям как быть дружными

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача - развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми - частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).

Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?

Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.

1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому

Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.

Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.

Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый - взрослый», а с позиции «ребёнок - ребёнок». Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород». Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».

2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый - ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.

3. Не хвалите ребёнка напрямую

Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.

Всё, что требуется при первой встрече, - это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:

- Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.

Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.

Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.

- Ух ты, это фиксик? - спрашиваете вы.

- Фиксик, - отвечает ребёнок после небольшой паузы.

- А как зовут этого фиксика? - развиваете диалог вы.

Предмет общего интереса - это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.

Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:

- Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, - обращается он к ребёнку.

- Они ведь синие, - отвечает тот.

- Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?

- Они же у вас на носу, - с улыбкой отвечает ребёнок.

После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.

4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице

Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

5. Говорите о его вещах и игрушках

Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».

Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.

Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход - предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.

6. Станьте своим среди детей

Самый лучший способ ладить с детьми - это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.

Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.

7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях

Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.

Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Этот список не может быть закончен без вашего участия. Если вам есть что добавить, напишите об этом в комментариях ниже.

Ребенку необходимо общение со сверстниками - с этим фактом не поспоришь. Малыш, который не имеет друзей, вызывает опасение с точки зрения полноценного развития личности. Даже самые тесные отношения с родителями не могут заменить игру с другими детьми. Хотя случается, что мамы решают до школы "поберечь" малыша от друзей.

Чему может научить ссора?

К мелким конфликтам между детьми надо относиться спокойно. Ссоры, как известно, нет лишь там, где один человек. Гулять только с родителями для ребенка не лучший вариант. Ему нужно учиться выстраивать отношения, общаться, заводить друзей. Дошкольный период - возраст развития инстинкта жить в коллективе, приобретения коммуникативных навыков, умения отвечать не кулаком, а словом, заслуживать доверие и уважение. Конфликты - это часть человеческого общения; опасаться надо, если их никогда не бывает между детьми. Это противоестественно.

Вместо того чтобы убегать при малейшей проблеме, понаблюдайте за своим ребенком. Характер конфликта может много рассказать вам. Из-за чего возникает спор? Вашему малышу нужны только чужие игрушки? Он упорно утверждает, что птичка говорит "Чик-чирик", а не "Пи-пи-пи"? А может, упрямый кроха ни за что не соглашается подвинуться на лавочке? Приглядитесь - вы лучше узнаете своего ребенка, а возможно, и проведете работу над ошибками.

Елена: "Мы выходили с Катей (ей 3 года) на детскую площадку, но, когда какой-то мальчик отобрал у нее игрушку, его мама даже слова не сказала, моя разревелась, я забрала ребенка, куклу и ушла. На другой день еще хуже: Катеньку девочка толкнула прямо в снег, дочка хотела взять у нее лопатку. Я отругала чужого ребенка и под недовольство ее мамы опять ушла. Зачем нужно такое общение? Чему могут научить ссоры? Теперь мы гуляем в парке вдвоем или с папой. Надеюсь, до школы Катя научится давать сдачи".

Что делать с этим хулиганом?

В ситуации нездорового общения мы должны понять, что четырехлетний хулиган с неадекватным поведением - всего лишь малыш с проблемой, и его мама, которая не знает, как помочь непоседе, испытывает не меньшие трудности, чем весь вовлеченный в воспитание двор. Перед нами не преступник, перед нами ребенок. Не надо выступать в роли судей. Может, малышу просто нечем заняться? Его не научили играть, не научили дружить. Самое время отложить философские беседы на темы "купить или не купить" и "что приготовить на обед", встать с лавочек и творчески подойти к ситуации. Поможем детям организовать совместную игру. Если уж это обстрел снежками - начнем строить снежную крепость, ни один мальчишка не откажется от "Ледового побоища". Если на дворе лето, бросаться будем мячами, а крепь строить, например, из коробок бытовой техники. Придумаем любую общую игру, и вся компания опять будет "мирно проводить время". Вот тогда спокойно вернемся на лавочки продолжать задушевные беседы.

Простое правило: относись к так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе, диктует модель поведения. Не нужно кричать повышать голос, раздраженно высказывать свое мнение; и, конечно, никакого рукоприкладства. Выступая в роли надзирателя и арбитра, благоприятных результатов достичь невозможно.

Лучшей позицией, как ни странно, психологи считают невмешательство. И вот почему. Представьте ситуацию: вашего ребенка обидели, скажем, не дали игрушку. Он весь в слезах: так долго просил, что его просто оттолкнули. Вы подходите и, может, и мягко объясняя другому малышу, что нехорошо жадничать, надо делиться, уговариваете его сдаться. Итак, на стороне вашего ребенка двое, один из которых - взрослый. На стороне того "скряги" - только один малыш. У вас явный перевес. Вы думаете, как поступит бабушка, гуляющая с маленьким "жадиной"? Конечно, заступится. Ну, вот и дождались: в конфликт вовлечены уже четверо. Кого звать следующего? Папу?

Если бабушка уже заняла позицию невмешательства, то и тут дети не в выигрыше. Ваш испытывает мстительное удовлетворение, а его "друг" жажду мести. Вмешательство не дает возможности решить проблему самому, препятствует развитию умения находить компромисс. Бесспорно, случаются ситуации, где бездействовать, мягко говоря, сложно. Если вам не повезло и все же пришлось стать "разнимателем", дайте высказаться всем участникам конфликта, а не только тому, кого вы уже посчитали правым. Не вставайте на сторону одного ребенка: выясните, кто чего хочет, и помогите договориться. Как правило, в конфликтах виноваты оба: они его начали, они в нем участвовали, а значит, упрекать кого-то одного не имеет смысла. Если мы делаем при детях вывод "виноват Вася", то и в дальнейшем малыши будут трактовать поведение этого ребенка отрицательно, реагируя на любое его неверное движение, вплоть до перешагивания через песочный город.

Надежда: "К обычным конфликтам я отношусь легко, но поведение одного мальчика спокойно переносить не могу. Как только он выходит, мамы на лавочке тяжело и довольно громко вздыхают, а дети начинают прятать свои игрушки и подвигаться ближе к родителям. Никита (4 года) подбегает, начинает задираться, а потом в ответ на недовольство детей кидается снежками. Может, и безобидно, но летом-то это были камни и песок. Провоцирует драки, отбирает игрушки, в общем, разгоняет всех мирно проводящих время. Что делать с этим хулиганом? Его маме все равно, она не реагирует на наши постоянные упреки и замечания. И что остается нам? Нашлепать ребенка?"

Как не ругаться мамам?

Научить дружить наших малышей мы сможем только тогда, когда сами перестанем ссориться. Конфликты родителей на детских площадках не редкость. Интересно, что чаще всего они длятся гораздо дольше, чем "разборки" драчунов. Посмотрите, дети уже давно помирились и играют вместе, а мы все продолжаем выяснять, какой подход к воспитанию правильнее, чей ребенок лучше и кто же все-таки был виноват в их ссоре.

Разумеется, можно дать общие рекомендации предъявления претензий типа: говорите спокойно и дружелюбно, используйте объединяющее слово "мы", посмотрите на ситуацию глазами собеседника. Но в порыве "праведного" гнева, в процессе обсуждения случившегося, во время выслушивания ответных обвинений так трудно следовать правилам. Да и, становясь "волком в овечьей шкуре", можно вызвать даже более агрессивное поведение. "Конечно, и ребенок у нее правильный, и сама такая вся правильная, только мы плохие" - чувство матери, чей малыш не сумел вести себя хорошо, ничем не меньше обиды за расплакавшегося кроху. Если есть искреннее желание сдружить детей, найти общие пути решения, а не выплеснуть свою злость на собеседника - рекомендации не нужны: вы обязательно договоритесь.

Если так случилось, что разъяренная мама идет с недовольным лицом к вам, соберите волю в кулак и постарайтесь выйти с достоинством из разговора. Прежде всего, дайте даме накричаться, пусть выплеснет ту самую злость. Примите обвинения и спокойно извинитесь, сейчас не время отстаивать свои позиции и провоцировать конфликт при детях.

Лариса: "Максим (5 лет), мой сын, - спокойный, добрый мальчик, никогда не дерется и мухи не обидит. Однажды к нему подбежала девочка лет трех и стала яростно стягивать его с качелей. Максим увертывался, а Полина начала его колотить, а потом укусила. Сын заплакал. Я не стала ругать маленькую девочку, но решила обратиться к ее маме. Сказала только: "Смотрите за своим ребенком!" Слово за слово - и разразился настоящий скандал. Как не ругаться мамам, если их дети причиняют друг другу боль. Мой тоже не удержался и толкнул Полину. Он еще и оказался виновным: "старшие же должны уступать".

Как помочь завести друзей?

Часто причины конфликтного поведения кроются в неуверенности, низкой самооценке одного из участников. Ребенок старается заслужить уважение и привлечь внимание любым способом: сильнее ударить, больнее укусить, напакостить, обсыпать, обкидать, ущипнуть, отобрать. Если кроха спровоцировал драку или обидел другого ребенка, подойдите к пострадавшему, пожалейте и извинитесь за своего. Подсознательно проказник ждет, что вы отругаете его, он начнет плакать и тут, наконец, получит свое: утешение и заботу. Обращайте внимание на малыша, когда он хорошо себя ведет, а не когда все жалуются на его проделки.

Бывает и другой вариант поведения: кроха пытается сдружиться с помощью подарков и приглашения к себе в гости. "Мама, дай конфеты, я отдам их Свете и Ксюше, а они будут со мной играть". Такая хитрость будет, конечно, срабатывать, но недолго. Через несколько лет этот прием не пройдет, и ребенок опять окажется отвергнутым.

В обоих случаях относитесь к ребенку как к личности, цените его достижения, больше хвалите, не сравнивайте со сверстниками, подчеркивайте его возможности и способности. И тогда малышу не нужно будет "выбивать" авторитет. Дети всегда тянутся к тому, кто выступает в роли лидера и выделяется на общем фоне уверенностью в себе.

Михаил: "Мой сорванец часто обижает детей, дерется, плохо ладит со сверстниками. Постоянно приходится выслушивать претензии родителей, но меня волнует не это. Как наладить его отношения с другими малышами? Как помочь завести друзей? Игорь (5 лет) сам, кажется, переживает из-за ссор с детьми".

Доброе время суток:-)
Мне кажется, что у Вашей дочки нет чувства защищенности,отсюда и агрессия. Любить можно по-разному...Разговор по душам позволит ребенку высказать свои внутренние переживания.Мы часто не дооцениваем маленьких детей, думаем что они не способны анализировать, делать выводы...Не надо гадать, просто скажите, что очень сильно любите ее и хотите чтобы она была самой счастливой девочкой на свете.Спросите,что по ее мнению для этого нужно сделать.Задавайте больше простых вопросов, предлагайте свои варианты, если она растеряется.
Мой сынуля полгода назад на мой вопрос "долго ты еще будешь сидеть на горшке?", озвучил: Долго-долго буду еще сидеть...И умру...один.
Я была неприятно удивлена такой реакцией. Подумала, что видимо, ему не хватает внимания.Призадумалась.Приняла меры. Теперь вроде все в порядке.После того, как я стала сама интересоваться что его волнует, сын постепенно стал сам объяснять мне причины своих поступков.

01.11.2007 16:38:14, Ирина

Как сделать, чтобы не было замкнутого круга. Моя девочка 3,5 г. часто бывает агрессивно настроена к детям, я думаю потоиу что не получается простых дружеских отношений, мы переехали, в садик почти не ходили. Но эта агрессия и мешает завести дружбу. У нас получалось играть с детьми, но чаще она предпочитает каких- нибудь жучков мучить или позавидовав игрушке громко плакать и просить купи мне такую. Если завести 2 ребёнка, или хотя бы кошку, но я беспокоюсь что она и их будет обижать, да и проблема это. Ещё меня беспокоят частые истерики, "хочу, что-бы меня увезли в больничку, хочу сломать ручки, ножки, Зачем ты меня защищала от злой собаки, я сама злая." А в остальном нормальный ребёнок. Очень чувтвительный, но любимый и любящий.

06.09.2007 08:52:48

Школьники разных возрастов общаются и дружат по-разному. Как помочь ребенку наладить хорошие отношения с одноклассниками и найти друзей?

Переступая порог школы, жизнь ребенка меняется коренным образом - у него теперь другой статус, новые обязанности, формируются новые представления о себе как об ученике, трансформируется содержание и продолжительность общения со сверстниками.

Первый и второй класс (6-8 лет)

Дети так увлечены новой деятельностью, что почти не замечают одноклассников и иногда даже не могут ответить на вопрос: «Кто сидит с тобой за одной партой?». В этот период на первый план выходит общение с учителем. Его роль огромна, в глазах учеников он всемогущ, для каждого ребенка очень важно получить одобрение и положительную оценку. Этим объясняется и эпидемия «ябедничества» в начальной школе.

Общение же с ровесниками пока носит ситуативный характер и основано на случайных житейских обстоятельствах или интересах - живут в одном дворе, сидят за одной партой, ходят вместе на кружок. Друг для ребенка - это тот, кого они чаще всего видят, а сама дружба носит временный характер, возникает быстро и так же быстро может исчезнуть.

Дети этого возраста тяготеют к общению с ровесниками, которые обладают такими качествами:

  • принадлежат к активу класса;
  • хорошо учатся;
  • имеют опрятную внешность;
  • с удовольствием делятся вещами, угощают одноклассников.

Дети, которых плохо принимают в компанию, как правило, обладают одним или несколькими из перечисленных качеств:

  • неопрятны;
  • капризны;
  • замкнутые и молчаливые;
  • неохотно делятся;
  • отстают в учебе.

Поскольку дети оценивают друг друга глазами взрослого, то и дружба в классе во многом зависит от профессионализма учителя, от его умения корректно делать замечания, акцентировать внимание детей на позитивном качестве каждого ученика. Моральные принципы дружбы также задаются взрослыми - родителями и учителем. Поэтому если вы чувствуете, что у ребенка возникают затруднения в общении с одноклассниками или его отвергают, будьте готовы не только проявить поддержку, но и эффективно сотрудничать с учителем.

Для детейпостепенно увеличивается роль ровесников,учитель при этом утрачивает лидирующие позиции, хотя продолжает быть авторитетом и не теряет возможности влиять на позитивное восприятие ученика другими одноклассниками.

Ученики этого возраста в оценке одноклассников ставят на первое место организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Успехи в учебе немного отходят на второй план. Для 9-10 летних школьников очень важно уметь делать что-то лучше других. Это также очень ценится одноклассниками.

« Непривлекательными» чертами ровесника считают пассивность в жизни класса, недобросовестное отношение к выполнению поручения учителя, агрессивное, грубое поведение.

Дети считают друзьями тех, кто разделяет их интересы, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. В этом возрасте появляется определенный свод негласных правил - кодекс дружбы. При нарушении этих правил, дружба прекращается.

Чтобы ребенку было легче наладить взаимоотношения в классе:

  • развивайте способности, предложите записаться в кружок или секцию в соответствии с интересами - как мы уже отмечали, дети, которые умеют делать что-то лучше других, сразу же становятся «центром притяжения» для ровесников
  • развивайте у ребенка чувство юмора - и он всегда будет душой компании: смотрите комедии, придумывайте смешные рифмы, собирайте коллекцию смешных детских анекдотов
  • продолжайте развивать коммуникативные навыки: разбирайте различные ситуации из жизни, например, если вы стали свидетелем конфликта в транспорте - обсудите с ребенком стратегию поведения участников, как бы вы поступили на месте каждого из них, познакомьте ребенка с основами невербального общения

Средняя и старшая школа

У детей проявляется особая потребность вобщении со сверстниками. Даже те, кто до этого чувствовал себя уютно в узком кругу любящих родителей и родственников, начинают активно искать себе общество ровесников и страдают от отсутствия такового. Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок в младшем возрасте научился заводить друзей.

Социометрия в этих возрастных группах показывает, что подростки, оценивая ровесников, учитывают больше всего коммуникативные качества и внешние характеристики. На вопрос, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы стать твоим другом, чаще всего называют такие качества, как ум, доброта, честность, отзывчивость, надежность. В то же время не предпочитают общаться с ровесниками , которых считают лицемерными, недоверчивыми, ненадежными.

Дружеские отношения в этом возрасте уже проявляются в полном объеме. Друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными способами, и эта поддержка бескорыстна.

Пока ребенок еще совсем маленький, мама изо всех сил старается подружить его со сверстниками, найти компанию для игр и прогулок, помочь освоить важнейший социальный навык — коммуникацию с окружающими. Но оказывается, этим дело не ограничивается! Эксперт «О!», доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор книг о развитии эмоционального интеллекта Виктория Шиманская в своей новой статье рассказывает, как родители могут помочь ребенку и для чего нужно это сделать.

Вы задумывались о том, что умение дружить не дано человеку с рождения? Это социальный навык, который мы осваиваем в течение всей жизни. Фундамент закладывается, как и все базовые умения, в нашем детстве, поэтому то, как будут складываться взаимоотношения вашего ребенка с людьми, зависит от родителей. Что включает в себя это емкое слово «дружить»? Конечно, это не только буквально умение находить общий язык и интересы со сверстниками. Это и умение контролировать свое «я» — собственный эгоизм и эмоциональные проявления, умение считаться с мнением других людей, это развитая эмпатия, щедрость, забота об окружающих. Можно сказать, что умение дружить — это фундамент любых взаимоотношений в будущем — с окружающими, коллегами или руководством. Ребенок, умеющий дружить, будет легче проходить через , особенно в подростковом периоде, когда часто происходит некоторое отчуждение от родителей и стремление к открытости со сверстниками.

Друзей наших детей можно разделить на два типа: друзья «врожденные» и «приобретенные».

Врожденные друзья — это те, которых наши дети не выбирали в силу обстоятельств: дети близких друзей родителей, с которыми по умолчанию проводятся совместные выходные, праздники и отпуска, дети соседей по лестничной клетке, и дети родственников. Как правило, это очень глубокие близкие взаимоотношения, состоящие не только из веселых дней, проведенных вместе, но и из целого букета разных эмоций, причем не всегда позитивных — обида,

Говоря о такой дружбе, мы должны стать своего рода психологами для детей: разбирать вместе неприятные ситуации, научить осознавать и , помогать выбирать пути разрешения, рассказывая о своем опыте. Вы — проводник малыша в мир взаимоотношений. Какими цветами вы раскрасите для него это мир, таким он и будет видеть его всю жизнь.

Приобретенные — это те друзья, которых наши дети выбирают сами: из коллектива детского сада, на детской площадке, в начальной школе. Приобретенные друзья могут быть «мимолетными» — это ребята, которых дети выделяют среди остальных, выбирают в друзья на детских днях рождениях, отпусках или в бабушкином дворе. Здесь важно усвоить и правильно применить в целом. А ведь обучать ребенка этим правилам — наша каждодневная задача.

3 важных навыка, без которых ребенок не научится дружить

Есть фундамент, без которого человеку будет очень тяжело поддерживать близкие отношения и инициировать дружбу. Это здоровая самооценка, комфорт в коллективе и владение базовыми навыками коммуникации. Давайте разберем как развивать и поддерживать каждый из этих «кирпичиков».

Самооценка

Высокая, но не завышенная, здоровая и адекватная самооценка — основа основ и база здоровой психики человека. Ее надо взращивать, холить и лелеять, как бы это банально ни звучало. И закладывается она именно в детстве, когда ребенок осознает и уважает свои желания и точку зрения, умеет грамотно отстоять свою позицию, знает свои сильные и слабые стороны, не боится принимать самостоятельные решения и брать за них на себя ответственность.

Как поднять самооценку?

  • Безусловные к детям, даже несмотря на их не всегда положительные поступки, обязательны в обычной жизни. То есть «любим и целуем» не только когда они белые пушистые и такие нам удобные (не путать со вседозволенностью!), а даем уверенность в том, что их принимают, любят и всегда готовы поддержать, направить в нужную сторону, скорректировать поведение.
  • Хвалим за конкретику. Если мы все время говорим: «Ты самая лучшая», «Ты молодец», то ребенку может быть очень больно и сложно столкнуться с реальностью, в которой он не всегда первый. Поэтому мы всегда конкретизируем: «Ты очень красиво танцуешь!», «Ты нарисовал три ровных круга и так здорово подобрал цвета!»
  • Учим во всем . Ищем сильные стороны в окружающих — гостях, друзьях, братьях и сестрах. Мы не сравниваем — мы учимся видеть что-то красивое в моменте. И даже когда мы просто идем по улице, то не сетуем на то, какая сегодня непогода / лужи/ ветер/ мороз, а играем в игру: «Посмотри, как интересно! Лужи — как реки: то шире, то уже». С этого начинается позитивное мышление.
  • Помогаем ребенку осознать свои сильные стороны. Техника «Дерево достижений»: на стену в самой проходимой части квартиры вешаем вырезанное из бумаги дерево — ствол и ветви. За каждое достижение малыша, пусть даже незначительное, как, например, уборка комнаты, приклеиваем на дерево плоды — заранее заготовленные фрукты из бумаги. Пусть это будет торжественное мероприятие, на которое собирается вся семья.

Базовые навыки коммуникации

Ребенка, владеющего такими навыками, мы называем в быту воспитанным и вежливым — малыш соблюдает нормы и правила поведения, принятые в обществе, где он взрослеет. К этим же навыкам относится умение ребенка быстро знакомиться и находить контакт со сверстниками. Начинать всегда нужно с приветствия и нескольких слов о себе, о своих интересах, а после интересоваться увлечениями собеседника.

Предлагаю хорошее упражнение для быстрого налаживания коммуникации в новом коллективе: сделайте вместе с ребенком карту класса. Нарисуйте на ватмане схему-расположение парт класса и сидящих за ними учеников. В течение нескольких первых недель ребенок должен узнать имена всех одноклассников, а также выделить для себя несколько людей, которые ему больше всех понравились, узнать, чем они увлекаются, и выписать все это на ватман.

Упражнение не только стимулирует коммуникативные навыки, но и тренирует память.

Комфорт в коллективе

Комфорт в коллективе складывается из позитивного микроклимата, сплоченности детей и . Они, как мостик к дружбе, создают основу близких отношений детей на долгие годы. Научите ребенка нескольким простым играм, которые он сможет показать ребятам в своей компании. Например, всеми любимые «фанты» на смешные задания, «дорисуй», когда один начинает рисовать, а второй придумывает продолжение рисунка, игры с мячом. Вспомните свое детство, наверняка у вас был свой арсенал любимых забав с друзьями. Расскажите о нем малышу, ему будет особенно приятно ваше соучастие.

Постарайтесь влиться в круг общения ребенка, соблюдая при этом границы, конечно. Найдите общие увлечения с родителями друзей ребенка, ходите на совместные прогулки и в гости друг к другу. Лучшие — контактные! Например, напольный «Твистер» или «Путаница» с задачей распутаться не разнимая рук. Играйте вместе с детьми — это поможет развитию теплых дружеских взаимоотношений.

Фото: Yuganov Konstantin/Liderina/Shutterstock.com