Что происходит после смерти с человеком, душой и сознанием. Что происходит с душой после смерти

Без преувеличения, можно сказать, что каждый человек с определенного возраста задумывается о смерти и спрашивает себя: Когда человек умирает, что происходит…

Что случается после смерти с человеком

И,вообще, происходит ли что-то? Подобными вопросами сложно не задаваться просто потому, что смерть единственная неизбежное событие в жизни каждого живого существа. Множества событий могут произойти или не произойти с нами в течение жизни, но смерть, это то, что произойдёт с каждым.

В то же время мысль о том, что со смерть - это конец всего и навсегда кажется настолько пугающей и нелогичной, что она сама по себе лишает жизнь какого-либо смысла. Не говоря уже о том, что страх собственной смерти и кончины близких людей способен отравить самую безоблачную жизни.

Наверное, отчасти по этой причине, на протяжении всего существования человечества ответ на вопрос: «Когда человек умирает, что с ним происходит?» искали мистики, шаманы, философы и представители всевозможных религиозных направлений.

И, надо сказать, вариантов ответа на этот вопрос столько же, сколько существует религий и различных духовных и мистических традиций.

И сегодня информацию о жизни после смерти можно найти не только в религиозных и мистических традициях. Развитие психологии и медицины, в особенности со второй половины XX века, позволило накопить большое количество записанных, зарегистрированных свидетельств от людей переживших клиническую смерть или кому.


Число людей испытавших опыт отделения от тела и совершивших путешествие в так называемые загробные или тонкие миры сегодня настолько велико, что это стало фактом, который сложно игнорировать.

На эту тему пишутся книги и снимаются фильмы. Одни из самых известных произведений, ставшие бестселлерами и переведенные на многие языки «Жизнь после жизни» Раймонда Моуди и трилогия «Путешествия души» Майкла Ньютона.

Раймонд Моуди работал клиническим психиатром и за долгое время врачебной практики он столкнулся с таким количеством пациентов, переживших околосмертный опыт и описывающих его на удивление схоже, что даже, будучи человеком науки, признал, что это не может объясняться просто случайностью или совпадением.

Майкл Ньютон, доктор философии и гипнотерапевт, за время своей практики сумел собрать несколько тысяч случаев, когда его пациенты не только помнили собственные прошлые жизни, но и очень подробно вспоминали обстоятельства смерти и путешествие души после смерти физического тела.

На сегодняшний день книги Майкла Ньютона содержат, пожалуй, самое большое и подробно описанное число посмертных переживаний и жизни души после смерти физического тела.

Подводя итог, можно сказать, что существует множество теорий и историй о том, что происходит с человеком после смерти тела. Порой, эти теории сильно отличаются друг от друга, но все они основаны на одинаковых базовых предпосылках:

Во-первых, человек это не только физическое тело, помимо физической оболочки есть бессмертная душа или сознание.

Во-вторых, с биологической смертью ничего не заканчивается, смерть - это просто дверь в другую жизнь.

Куда попадает душа, что происходит с телом после смерти


Во многих культурах и традициях отмечается важность 3-х, 9-ти и 40-ка дней с момента смерти тела. Не только в нашей культуре принято поминать усопшего на 9-й и 40-й дни.

Считается, что в течение трех дней после смерти лучше не погребать и не кремировать останки, поскольку, в течение этого времени связь души с телом еще сильна и погребение или даже перемещение праха на дальнее расстояние, может разорвать эту связь и таким образом нарушить естественное разделение души с телом.

Согласно буддийской традиции, в большинстве случаев душа в течение трех дней, может и не осознать факта смерти и вести себя так же как при жизни.

Если вы смотрели фильм «Шестое чувство», то с героем Брюса Уиллиса происходит по сюжету киноленты именно это. Он не осознает, что умер в течение некоторого времени и его душа продолжает жить дома и посещать привычные места.

Таким образом, в течение 3-х дней после смерти душа остается рядом с родными и часто даже в доме, где жил покойный.

В течение 9-ти дней душа или осознание, принявшее факт смерти, как правило, завершает, если есть такая необходимость, мирские дела, прощается с родственниками и друзьями и готовится, к путешествию в другие тонкие, духовные миры.

Но что именно видит душа, кого она встречает после конца


Согласно большинству записей людей переживших кому или клиническую смерть, происходят встречи с умершими ранее родственниками и любимыми. Душа испытывает невероятную легкость и покой, которые были недоступны при жизни в физическом теле. Мир, глазами души наполнен светом.

Душа после смерти тела видит и переживает, то, во что человек верил в течение жизни.

Православный человек может видеть ангелов или деву Марию, мусульманин способен увидеть пророка Мухаммеда. Буддиста скорее всего встретит Будду или Авалокитешвара. Атеист не повстречает никаких ангелов и пророков, но и он узрит умерших близких людей, которые станут его проводниками в духовные измерения.

В том, что касается жизни после смерти, мы можем полагаться либо на воззрения религиозных и духовных традиций, либо на описания опытов людей, переживших клиническую смерть или помнящих свои предыдущие жизни и посмертный опыт.

С одной стороны, эти описания так же разнообразны как жизнь. Но, с другой, практически во всех них есть общий момент. Опыт, который получает человек после смерти физического тела, во многом определяется его верованиями, душевным состоянием и деяниями в прожитой жизни.

И сложно не согласиться с тем, что наши поступки в течение жизни так же определялись нашим мировоззрением, убеждениями и верой. И в духовном мире, свободном от физических законов, желания и страхи души реализуются мгновенно.

Если при жизни в материальном теле наши мысли и желания могли быть сокрыты от других, то на духовных планах все тайное становится явным.

Но, несмотря на различия, в большинстве традиций считается, что до истечения 40-ка дней душа умершего находится в тонких пространствах, где она анализирует и подводит итоги прожитой жизни, но еще имеет доступ к земнму существованию.

Часто, родственники видят умерших во снах именно в этот период. По истечении 40-ка дней, душа, как правило, покидает земной мир.

Человек чувствует свою смерть


Если вам довелось терять кого-то близких, то возможно вы знаете, что часто накануне смерти или появления смертельной болезни человек интуитивно чувствует, что его время жизни заканчивается.

Могут часто возникать навязчивые мысли о конце или просто предчувствия беды.

Организм чувствует приближение своей кончины и это отражается на эмоциях и мыслях. Сняться сны, которые интерпретируются человеком, как предвестие скорой смерти.

Здесь все зависит от чувствительности человека и оттого насколько хорошо он может слышать свою душу.

Так, экстрасенсы или святые, практически всегда не только предчувствовали приближение смерти, но могли знать дату и обстоятельства конца.

Что чувствует человек перед смертью


Что чувствует человек перед смертью, определяется ситуациями, в которых он покидает эту жизнь?

Человек, жизнь которого была наполненной и счастливой или глубоко верующий человек может уйти спокойно, с благодарностью, в полном принятии происходящего. Умирающий от тяжелого заболевания может даже рассматривать смерть, как избавление от физических мук и возможность покинуть одряхлевшее тело.

В случае неожиданной серьезной болезни, произошедшей с человеком в молодом возрасте может быть горечь, сожаление и неприятие происходящего.

Переживания накануне смерти очень личные и вряд ли найдется два человека с одинаковым опытом.

Одно можно сказать наверняка, то, что чувствует человек перед тем как перейти, сильно зависит от того какой была его жизнь, как много из желаемого он успел реализовать, сколько было любви и радости в жизни, и, конечно, от обстоятельств самой смерти.

Но, согласно многочисленным медицинским наблюдениям, если смерть не была мгновенной, человек чувствует как постепенно силы, энергия покидают тело, связь с физическим миром истончается, восприятие органов чувств заметно ухудшается.

По описаниям людей переживших клиническую смерть в результате болезни, кончина очень похожа на засыпание, но просыпаешься ты уже в другом мире.

Как долго умирает человек

Смерть, как и жизнь у всех разная. Кому-то везет и конец происходит быстро и безболезненно. Человек может просто погрузиться в сон, пережить в этом состоянии остановку сердца и больше не проснуться.

Кто-то долго борется со смертельной болезнью, такой как рак, и живет на грани смерти некоторое время.

Здесь нет, и не может быть никакого сценария. Но душа покидает тело в тот момент, когда жизнь уходит из физической оболочки.

Причиной, по которой душа оставляет этот мир может быть старость, болезнь, травмы, полученные в результате несчастного случая. Поэтому как долго умирает человек, зависит от причины, приведшей к смерти.

Что ждет нас «в конце пути»


Если вы не являетесь человеком, который верит в то, что смертью физического тела все заканчивается, то в конце этого пути вас ждет начало нового. И речь идет не только о новом рождении или жизни в райском саду.

В XXI веке, многие из ученых уже не рассматривают смерть физического тела как конец души или психики человека. Конечно, ученые, как правило, не оперируют понятием душа, вместо этого они чаще используют слово сознание, но главное, многие из современных ученых уж не отрицают наличие жизни после смерти.

Например, Роберт Ланца, американец, Доктор медицины и профессор Wake Forest University of Medicine утверждает, что после смерти физического тела сознание человека продолжает обитать в других мирах. По его мнению, жизнь души или сознания, в отличие от жизни физического тела вечна.

Кроме того, с его точки зрения, смерть не более чем иллюзия, которая воспринимается как реальность по причине нашего сильного отождествления с телом.

Свой взгляд на то, что происходит с сознанием человека после смерти физического тела, он описывает в книге «Биоцентризм: жизнь и сознание – ключи к пониманию истинной природы вселенной».

Суммируя, можно сказать, что хоть и нет однозначного ответа на вопрос, что произойдет после смерти, но согласно всем религиям и последним открытиям в медицине и психологии, со концом физического тела жизнь не заканчивается.

Что происходит с душой после смерти в разных религиях

С точки зрения различных религиозных традиций жизнь после кончины физического тела однозначно существует. Различия по большому счету только в том где и как.

Христианство


В христианских традициях, включая православие, существуют понятия суда, судного дня, рая, ада и воскрешения. После смерти каждую душу ждет суд, на котором взвешиваются богоугодные, благие и грешные деяния и возможность перерождаться отсутствует.

Если жизнь человека была отягощена грехами, то его душа может отправиться в чистилище или, в случае смертных грехов в ад. Все зависит от тяжести прегрешений и от возможности их искупления. При этом на судьбу души после смерти могут повлиять молитвы живых.

Вследствие этого, в христианской традиции важно совершать обряд отпевания над могилой в день погребения и периодически молиться за упокой души мертвых во время церковных богослужений. Согласно христианской религии искренние молитвы об ушедших способны спасти душу грешника от вечного пребывания в аду.

В зависимости от того как жил человек, его душа попадает в чистилище, рай или ад. В чистилище душа попадает в случае, если совершенные грехи не были смертными или в ситуации отсутствия обряда отпущения грехов или очищения в процессе умирания.

После переживания неприятных терзающих душу ощущений и обретения раскаяния и искупления, душа получает шанс попасть в рай. Где она будет жить в мире среди ангелов, серафимов и святых до момента ссудного дня.

Рай или царствие небесное это место где души праведников пребывают в блаженстве и наслаждаются жизнью в совершенной гармонии со всем сущим, и не знают никакой нужды.

Человек, совершавший смертные грехи независимо от того крещенный он или нет, самоубийца или просто некрещенный человек, не могут попасть в рай.

В аду грешников терзают адовым огнём, разрываются на части и испытывают в качестве наказания бесконечные муки и все это длится до судного дня, который должен состояться со вторым пришествием Христа.

Описания ссудного часа можно найти в Новом Завете в Библии, в Евангелие от Матфея стихи 24–25. Божий суд или великий судный день навсегда определит судьбу праведников и грешников.

Праведники воскреснут из гроба и обретут жизнь вечную одесную Бога, а грешники будут осуждены гореть в аду навеки.

Ислам


Концепция суда, рая и ада в исламе в целом очень перекликается с христианской традицией, но есть отдельные отличия. В исламе большое внимание уделяется тем наградам, которые получает святая душа в раю.

Праведники в мусульманском раю не только наслаждаются миром и покоем, но живут в окружении роскоши, прекрасных женщин, изысканных яств и все это в чудесных райских садах.

И если рай – это место для справедливого вознаграждения праведников, то ад — это место, созданное Всевышним для законного наказания грешников.

Мучения в аду страшны и бесконечны. У того кто осужден находиться в аду, «тело» увеличивают в размере в несколько раз, для умножения мук. После каждой пытки останки восстанавливаются и подвергаются страданиям вновь.

В мусульманском аду, как и в христианском, есть несколько уровней, которые отличаются степенью наказания в зависимости от тяжести совершенных грехов. Довольно подробное описание рая и ада можно найти в Коране и Хадисах Пророка.

Иудаизм


Согласно иудаизму жизнь по сути своей вечна, поэтому после смерти физического тела жизнь просто переходит на другой, более высокий, если можно так сказать уровень.

В Торе описаны моменты перехода души из одного измерения в другое, в зависимости от того какое наследство из поступков душа накопила при жизни.

Например, если душа было слишком сильно привязана к физическим удовольствиям, то после смерти она испытывает невыразимые страдания, поскольку в духовном мире, не имея физического тела, она не располагает возможностью их удовлетворить.

В целом можно сказать, что в иудейской традиции переход в высшие, духовные параллельные миры отражает жизнь души в теле. Если в физическом мире жизнь бытовала радостной, счастливой и наполненной любовью к Богу, то переход будет легким и безболезненным.

Если душа при жизни в теле не знала покоя, была наполнена ненавистью, завистью и другими ядами, все это перейдет в загробный мир и усилиться во много раз.

Также, согласно книге «Заор», души людей находятся под постоянным покровительством и наблюдением душ праведников и предков. Души из тонких миров помогают и наставляют живущих, поскольку они знают, что физический мир, является лишь одним из миров, сотворённых Богом.

Но, хотя наш привычный мир, лишь один из миров, души всегда возвращаются в этот мир в новых телах, поэтому заботясь о живущих, души предков заботятся и мире, в котором им предстоит жить в будущем.

Буддизм


В буддийской традиции есть очень важная книга, которая подробно описывающая процесс умирания и путешествия души после смерти тела – «Тибетская книга мертвых». Этот текст принято читать в ухо усопшему в течение 9 дней.

Соответственно, в течение 9-ти дней после смерти не совершают похоронный обряд. Все это время душа получает возможность слышать пошаговые наставления о том, что она может увидеть и куда может попасть. Передавая суть, можно сказать, что душа будет чувствовать и переживать то, что она была склонна любить и ненавидеть при жизни.

То, к чему душа человека испытывала сильную любовь, привязанность или страх и отвращение определят какие именно картины будет видеть человек в течение своего 40-ка дневного путешествия в духовном мире (бардо). И, в каком мире душе суждено переродиться в следующем воплощении.

Согласно «Тибетской книге мертвых», на протяжении путешествия в посмертном бардо у человека остается шанс на освобождения души от кармы и дальнейших воплощений. В этом случае душа не получает нового тела, а отправляется в светлые земли Будды или тонкие миры Богов и Полубогов.

Если же человек испытывал слишком много гнева и проявляла агрессию при жизни, такие энергии могут притянуть душу в миры асуров или полудемонов. Излишняя привязанность к физическим удовольствиям, которая не растворилась даже со смертью тела, может стать причиной перерождения в мирах голодных духов.

Совсем примитивный образ существования, направленный только на выживание может привести к рождению в мире животных.

При отсутствии каких-либо сильных или излишних привязанностей и отвращений, но при наличии привязанности к физическому миру в целом, душа получит рождение в человеческом теле.

Индуизм

Взгляд на жизнь души после смерти в индуизме очень схож с буддийским. Что не удивительно, поскольку буддизм имеет индуистские корни. Присутствуют небольшие отличия в описании и названиях миров, в которых может переродиться душа. Но суть также в том, что душа получает перерождение согласно карме (последствиям тех действий, которые человек совершал при жизни).

Участь души человека после смерти - может ли она застрять в этом мире


Существуют свидетельства, что душа может застрять на какое-то время в физическом мире. Это может произойти в случае, если есть сильная привязанность или боль, по отношению к тем, кто остался или в случае необходимости завершить важное дело.

Часто это происходит по причине неожиданной гибели. В таких случаях, как правило, смерть является слишком большим шоком для самой души и для родных умершего. Сильная боль близких, их нежелание смирится с потерей, важные незавершённые дела не дают душе возможности двигаться дальше.

В отличие от тех, кто умирает от заболевания или от старости, у людей умерших неожиданно нет возможности составить завещание. И часто душа желает попрощаться со всеми, помочь, попросить прощения.

И если у души нет никаких болезненных привязанностей к месту, человеку, или физическому удовольствию, то она, как правило, завершая все дела, покидает наш земной мир.

Душа в день похорон


Душа человека в день церемонией погребения или кремации, как правило, присутствует рядом с телом среди родных и близких. Поэтому считается важным в любой традиции молиться за легкое возвращение души домой.

В христианских обычаях это заупокойные службы, в индуизме это священны тексты и мантры, или же просто хорошие и добрые слова, произнесенные над телом покойного.

Научные доказательства существования жизни после смерти

Если свидетельства очевидцев переживших околосмертный опыт, экстрасенсов, видящих души и людей, способных выходить из тела можно считать доказательствами, то таких подтверждений сейчас без преувеличения сотни тысяч.

Большое количество записанных рассказов людей, переживших кому или клиническую смерть, с комментариями врачей-исследователей можно найти в книге Моуди «Жизнь после жизни».

Несколько тысяч разнообразных уникальных историй о жизни после смерти, полученных в результате регрессивного гипноза доктором Майклом Ньютаном описаны в его книгах, посвященных путешествиям души. Одни из самых известных «Путешествие души» и «Предназначение души».

Во второй книге «Далекое путешествие» он детально описывает, что именно творится с душой после смерти, куда она направляется и с какими сложностями может столкнуться на своем пути в другие миры.

Квантовые физики и нейробиологи сейчас уже научились измерять энергию сознания. Они еще не придумали ей названия, но зафиксировали тонкую разницу в движение электромагнитных волн в сознательном и бессознательном состоянии.

А если удастся измерить невидимое, измерить сознание, которое часто приравнивают к бессмертной душе, то станет очевидно, что наша душа тоже разновидность очень тонкой, но энергии.

Которая, как известно, из первого закона Ньютона никогда не рождается, не уничтожатся, энергия лишь переходит из одного состояния в другое. А это значит что смерть физического тела, это не конец – это всего лишь еще одна остановка в бесконечном путешествии бессмертной души.

9 признаков того, что умершие близкие люди находятся рядом


Иногда, когда душа задерживается в этом мире, она остается на время для того, чтобы завершить свои земные дела и попрощаться с близкими людьми.

Есть чувствительные люди и экстрасенсы, которые явственно ощущают присутствия души умерших. Для них это такая же часть реальности, как наш мир для обычных людей, без экстрасенсорных способностей. Однако даже люди без особых способностей рассказывают о том, что ощущают присутствие умершего человека.

Поскольку общение с душами возможно только на уровне интуиции, то этот контакт часто происходит во снах, или проявляется в тонких, психических ощущениях, которые сопровождаются картинками из прошлого, или голосом покойного, звучащим в голове. В те минуты, когда душа открыта, многие способны заглянуть в духовный мир.

Нижеперечисленные события могут служить признаком того, что душа умершего человека находится рядом с вами

  • Частое появление умершего во снах. Особенно если во сне покойный о чем-то просит вас.
  • Неожиданное и необъяснимое изменение запахов рядом с вами. Например, неожиданный запах цветов, притом, что цветов нет рядом, или прохлады. А если вы вдруг почувствовали запах парфюма умершего или его любимый аромат, то можно быть уверенны, что его душа находится рядом.
  • Непонятно передвижение предметов. Если вы вдруг обнаруживаете вещи там, где они никак не могли оказаться. Особенно если это вещи умершего. Или вы вдруг стали обнаруживать неожиданные предметы у себя на пути. Возможно, умерший так привлекает внимание и желает что-то сказать.
  • Четкое несомненное ощущение присутствия ушедшего человека рядом. Ваш мозг, ваши чувства, все еще помнят, как это было, быть рядом с покойным до его смерти. Если это чувство становится таким же отчетливым, как при его жизни, не сомневайтесь, его душа рядом.
  • Частые и явные нарушения в работе электрических приборов и электроники могут быть одним из признаков наличия рядом души умершего.
  • Неожиданно услышать любимую или значимую для вас обоих музыку, в то время когда вы думаете об ушедшем, — еще один верный признак что его душа рядом.
  • Явные ощущения прикосновений, когда вы одни. Хотя для многих это пугающий опыт.
  • Если какое-либо животное вдруг проявляет к вам особое внимание, или настойчиво привлекает вас своим поведением. Особенно в том случае, если это было любимое животное умершего человека. Это также может быть весточкой от него.

В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего Христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настоящее время “посмертные” опыты получают совершенно неверное толкование, Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.
Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными “посмертными” опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключение мы специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)
Жизнь после смерти

Безграничным и безутешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: “Станем есть и пить, ибо завтра умрем” (1Кор. 15, 32). Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.
Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное. Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: “Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая” (“Душеполезное чтение”, август 1894).
После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: “Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза” (св. Амвросий “Смерть как благо”).
Преп. авва Дорофей, Отец Газский VI века, суммирует учение ранних Отцов по этому вопросу: “Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят Отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В тот день исчезают [все] помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает… А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит, и ничего из этого для нее не погибает… И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела” (Авва Дорофей. Поучение 12).
Великий подвижник V века, преп. Иоанн Кассиан, ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: “Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 22-28)… Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать… они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т.е. душа), в которой, по блаженному Апостолу, заключается образ Божий и подобие (1Кор. 11, 7; Кол. 3, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их” .
Современные “посмертные” опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть всем христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения
Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.
Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше -в гл. 1, ч.2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.
Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: “Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружат твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь”.

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.
Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми “на курорте” счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.
Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как частного суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.
Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: “Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих” .
В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: “Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость” (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).
В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: “Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут… Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому” (“Душеполезное чтение “, август 1894).
Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило , которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные “посмертные” опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.
Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила “посмертного” опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок посмертного опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых “мытарств”, на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.
В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той “невидимой брани”, которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.
Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: “Помогите!” – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительное засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы… Не забудьте так сделать… Се и любовь!”
Критики православного учения часто неправильно понимают тот “мешок золота”, из которого на мытарствах Ангелы “платили за долги” блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием “сверхдолжных заслуг” святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.
Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В “Каноне на исход души”, читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:
“Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли” (песнь 4).
“Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа” (песнь 6).
“Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице” (песнь 8).
Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще тридцати семи дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.
Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.
Учение Церкви о состоянии душ на небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.
Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях. В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания .
Аналогичный рассказ есть в житии подвижницы, почившей уже в нашем XX веке, монахини Афанасии (Анастасии Логачевой): “В свое время она предприняла молитвенный подвиг за своего родного брата Павла, в пьяном виде удавившегося. Пошла первоначально к Пелагее Ивановне блаженной , жившей в Дивеевском монастыре, посоветоваться, что бы ей сделать для облегчения загробной участи своего брата, несчастно и нечестиво окончившего свою земную жизнь. На совете решено было так: затвориться Анастасии в своей келье, поститься и молиться за брата, каждодневно прочитывать по 150 раз молитву: Богородице, Дево, радуйся… По истечении сорока дней ей было видение: глубокая пропасть, на дне которой лежал как бы кровавый камень, а на нем – два человека с железными цепями на шее и один из них был ее брат. Когда она сообщила о сем видении блаженной Пелагее, то последняя посоветовала ей повторить подвиг. По истечении вторично 40 дней, она увидела ту же пропасть, тот же камень, на котором были те же два лица с цепями на шее, но только брат ее встал, походил около камня, опять упал на камень, и цепь оказалась на шее его. По передаче сего видения Пелагее Ивановне, последняя посоветовала в третий раз понести тот же подвиг. Через 40 новых дней Анастасия увидела ту же пропасть и тот же камень, на котором находился уже только один неизвестный ей человек, а брат ее уходил от камня и скрылся; оставшийся на камне говорил: “хорошо тебе, у тебя есть на земле сильные заступники”. После сего, блаженная Пелагея сказала: “Твой брат освободился от мучений, но не получил блаженства” .
Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно “фотографии” того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: “Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей”; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). (До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения.) “Как можешь ты, Святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?” – спросил Иеромонах. – “Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв”.
Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение “о иже в аде держимых”.
Св. Григорий Великий, отвечая в своих “Собеседованиях ” на вопрос: “Есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти”, учит: “Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия… Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына” (IV; 57,60).
Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).
Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни; “Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться”… Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.
Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском Императоре Траяне, – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого Императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих”.
Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.
Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать “Молитвы на исход души”, которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминовение должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.
Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).

Молитва на исход души

Боже Духов и всякия плоти! Ты твориши ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Пред Тобою трепещут Херувимы и Серафимы и тьмы тем и тысяща тысящ со страхом и трепетом выну предстоят Престолу Твоему. Ты за хотящих улучити спасение посылаеши на служение святых Твоих Ангелов; Ты и нам грешным коемуждо даеши святаго Ангела Твоего, яко пестуна, еже хранили ны во всех путех наших от всякаго зла и таинственно наставляти и вразумляти ны даже до последняго издыхания нашего. Господи! Ты повеле еси изъяти душу от приснопоминаемаго(-мой) нами раба Твоего (рабы Твоея) (имя ), воля Твоя – воля святая; молим Тя, Жизнодавче Господи, не отними точию ныне от души его (ея) сего пестуна и хранителя ея, не остави ю едину, яко в путь шествующую; повели ему, яко хранителю, не удалятися помощию в сем страшном прохождении ея в мир горний невидимый; молим Тя, да будет убо ей заступником и защитником от злаго сопротивника в прохождении мытарств, дондеже преведет ю к Тебе, яко к Судии неба и земли. О, страшно прохождение сие для души, грядущей на суд Твой нелицеприятный, и имущей в прохождении сем истязатися духами злобы поднебесными! Темже убо молим Тя, Преблагий Господи, благоволи и еще послали святых Твоих Ангелов душе преставльшагося(-шейся) к Тебе раба Твоего (рабы Твоея) (имя ), да защитят, оградят и сохранят ю от нападения и истязания страшных и злых оных духов, яко истязателей и мытарей воздушных, служителей князя тьмы; молим Тя, свободи ю сего злаго обстояния, да не срящет ю злых демонов полчище; сподоби ю безбоязненно, благотишно и невозбранно преяти от земли страшный сей путь со Ангелы Твоими, да вознесут ю поклонитися Престолу Твоему и да приведут ю к свету Твоего милосердия.

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе “Точного изложения православной веры ” преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:
“Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято…
Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчана. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние…
Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь” (стр. 267-272).

Православие считает только началом. Представления о них несколько отличают восточное христианство от западного. Что происходит с человеком, когда он заканчивает жизненный путь? Можно ли искупить грехи, и чем еще характерны православные представления о душе?

Что есть душа, и почему ей необходимо спасение?

Как говорил православный святой Амвросий, тело для души – скорее бремя, чем польза. Смерть в православии воспринимается как освобождение от телесной скверны и начало новой, деятельной жизни. С момента смерти душа начинает свой путь к спасению и бессмертию. Земное же существование, по мнению православных – только «приготовление» к пути в Царство божие. Один из основополагающих догматов православной веры – догмат о спасении, освобождении души от мук ада. Согласно ему, спасение – проявление божественной любви к людям, но человек узнает, даровано ли оно ему, только после смерти и Страшного суда.

В православном каноне в течение жизненного пути Христа эта чистота подтверждалась чудесами, которые он совершал, его благими деяниями и любовью, которую Сын божий взращивал в людях. А после распятия его очищенная природа стала доступна всей пастве будущей церкви – через таинство причащения символического поедания жертвенной плоти (хлеба) и крови (вина) Бога-сына.

Духовная работа над собой, борьба со страстями, раскаяние и вера, «исправление» от греха через следование заповедям в православии и воспринимаются как основа спасения. Смирение людей, которые терпеливо переносят посланные на их участь страдания – еще одно необходимое условие освобождения души. Окончательное решение о том, кто будет спасен, а кто нет, в восточном христианстве, как и в западном, принимает Бог после Страшного суда. Причем, в православии молитвы праведников могут облегчить участь усопшего, «уговорить» господа смилостивиться над грешником.

Что происходит с душой после смерти

Тело человека после смерти по православным верованиям разлагается, а душа продолжает жить. У души сохраняется память, способности чувствовать, видеть и слышать. Причем, её чувства не ослабевают, а наоборот обостряются. Дух становится более чистым и тонким, освободившись от тела. Он не утрачивает потребности в любви и общении – еще несколько дней душа посещает те места, которые человек любил при жизни, встречается с душами умерших родственников, прощается с живыми.

В те первые два дня, пока душа еще на земле, она тоскует по утраченному телу и близким. В это время усопший может являться живым – как во сне, так и наяву. Именно поэтому, например, в православной традиции в доме, где есть покойник, завешивают зеркала. Затем душа переходит в другой – бестелесный – мир. На третий день её муки от разлучения с любимым телом ослабевают. Но чтобы это произошло, нужно, чтобы по ушедшему отчитали молитвы в церкви. Затем душа возносится на небо для поклонения богу.

В православной духовной литературе людей призывают не печалиться сильно о кончине близких: считается, что в ином мире им все равно лучше, чем в этом.

Мытарства души в православии

Прежде, чем попасть в Царство Небесное, душа православного в сопровождении двух ангелов проходит через мытарства – двадцать воздушных препятствий. Каждым из мытарств управляют бесы. Бесы фактически олицетворяют злые, а ангелы – добрые поступки, которые человек совершал при жизни. Если вторые перевешивают первые, круг мытарств считается пройденным, и человек переходит на следующий уровень, если нет – бесы берут его душу и уносят ее в ад.

Православные мытарства чем-то похожи на католическое чистилище, но в них нет мучений – просто душа, не прошедшая испытание, не доходит до Бога. Пройти же через препятствия человеку в православии часто помогает божья милость и милосердие. И все же, лик бесов ужасен и страшит усопшего, поэтому церковь призывает особенно сильно молиться о его душе именно на третий день, мысленно направить «всю любовь к ней».

Сорок дней - как решается участь души?

Третий день – только начало нелегкого пути души к вечному царству. На протяжении всех последующих тридцати семи дней после поклона Богу душа не знает исхода своей участи. Она не ведает, где точно будет пребывать – в небесной обители или бездне. И это только первый её, «частный», суд. На сороковой день она узнает, где воскреснет, чтобы предстать перед всеобщим Страшным судом.

Многие задаются вопросом: «Если для души настолько важны третий и сороковой день, то почему по-особенному умерших в православной культуре поминают на день девятый?». Отцы церкви писали, что вплоть до этого времени все, что видит душа в загробном мире, связано с Царством небесным. Ей показывают лишь картины рая. На девятый же день она впервые отправляется в «экскурсию» по аду, поэтому теперь ей нужна поддержка церкви и близких. С этого момента тридцать один день душа будет ждать решения своей участи, а затем узнает, в каком состоянии ей предстоит провести все остальное время до Страшного Суда – в радостном предвкушении или в адских муках.

При этом в любом случае душа не лишается надежды на спасение и на протяжении всего своего «жизненного пути» после смерти развивается и все более приближается к Богу.

Потому что конечное решение о спасении Господь в православии принимает не строго, основываясь на поступках человека при жизни, а исходя из собственной милости. Также важно знать, что по представлениям православной церкви на состояние души и даже на её участь в аду могут благотворно влиять молитвы живых.

Ксения Жарчинская


Все люди смертны. Эта простая истина в каждом возрасте воспринимается по-разному. Маленькие дети ничего не знают о существовании смерти. Подросткам она представляется как нечто далёкое и почти недостижимое. Этим объясняется готовность тинейджеров идти на неоправданный риск, ведь им кажется, что жизнь не закончится никогда, а смерть приходит только к другим.

В зрелом возрасте скоротечность жизни ощущается очень остро. Начинают мучить вопросы о смысле жизни. К чему все эти стремления, переживания, волнения, если впереди ждёт только забвение и тлен? Пожилые люди со временем примиряются с мыслью о собственной смерти , но с особым трепетом начинают относиться к жизни и здоровью своих близких. В старости человек один на один остаётся с мыслями о скором окончании своего земного существования. Кто-то панически боится смерти, другие ждут её как избавления. В любом случае финал неизбежен.

А что будет потом? Что ждёт душу человека? Основные мировые религии сходятся в том, что смерть - это не конец, а только начало.





Буддизм: душа не может умереть

С точки зрения буддизма, смерть - это не только естественный, но и желанный процесс. Она лишь необходимый этап для достижения Идеала . Но Идеала (Абсолюта) достигнут не все.

За гранью жизни

Душа не умирает вместе с телом. Судьба её после смерти зависит от того, как человек прошёл свой земной путь. Возможны три варианта:

  1. Перерождение (переселение).
  2. Достижение нирваны.
  3. Помещение в ад.

Среди наказаний, уготованных грешникам, встречаются следующие:

  • пытки раскалённым железом;
  • наказание замораживанием;
  • истязание поджариванием.

Пройдя все испытания, которые всё-таки следует воспринимать символически , душа перерождается. По мнению буддистов, рождение и жизнь - это не благо, а новые мучения.

Перерождение или нирвана

Грешников ждёт нескончаемая череда переселений. При этом возродиться возможно не только человеком, но и животным, и растением, а также небожителем . Нужно отметить, что перерождается не сама душа в привычном понимании этого слова, а карма - некая ментальность, одной из характеристик которой является способность к многочисленным изменениям или трансформациям.

Праведников после физической смерти ожидает нирвана. Дословно «нирвана» переводится как «угасание». Но пламя жизни не угасает с прекращением существования телесной оболочки человека, а продолжается иным способом. Один из буддийских монахов Нагасен описывает нирвану не только как отсутствие страха, опасности и страданий, но и как блаженство, спокойствие, чистоту и совершенство. Точнее охарактеризовать состояние нирваны весьма проблематично, поскольку оно находится за гранью человеческого мышления.

Ислам: беседа с ангелами

Тело - это всего лишь инструмент, который полностью подчиняется духу. Смерть рассматривается как прекращение функций организма, его отдельных органов и систем. Жизнь прекращается по воле Господа, но забирать душу человека и сопровождать её в иной мир поручается ангелам.

Азраил - посланник смерти

В определённое Всевышним время, когда земной путь человека подошёл к концу, к нему спускаются ангелы. Прежняя жизнь умершего влияет на то, как будет уходить его душа после смерти, насколько легко она покинет тело и что ждёт её в загробном мире. Если умирает праведник , ему сначала являются светящиеся и улыбающиеся ангелы милости, а потом приходит и сам Азраил - ангел смерти.

Чистые души покидают тело плавно и мягко. Мученики, принявшие смерть во славу Господа, и вовсе не сразу осознают, что умерли, так как совсем не ощущают агонии смерти. Они просто перемещаются в иной мир и наслаждаются вечным блаженством . Ангелы всюду приветствуют дух праведника, восторгаясь им и восхваляя все добрые дела, совершённые человеком при жизни.

Грешники умирают мучительно. Они ожидают смерть с испугом и озлобленностью, а души их без всякой жалости буквально вырываются из тел. Ангелы не говорят им красивых слов, не сопровождают к Всевышнему. Наоборот, с ними обращаются пренебрежительно, сталкивая обратно в могилу.

Мункар и Накир - вопрошающие из могилы

После того как душа предстанет перед Аллахом, Он велит ангелам отнести её обратно в могилу, которая является не только последним пристанищем тела, но и начальным этапом перехода к вечной жизни. Именно в могиле душу ждёт разговор с двумя ангелами . Накир и Мункар спрашивают у каждого, какую религию он исповедовал при жизни, верил ли в Бога, совершал ли добрые поступки. Праведники без труда отвечают на все эти вопросы.

Если человек вёл греховный образ жизни, то он может подвергнуться наказанию уже в могиле, выступающей в роли своеобразного чистилища. Ф. Гюлен в статье «Убеждения», размещённой на исламском информационном портале, сравнивает могилу с горьким лекарством, за приёмом которого следует выздоровление и избавление от адских мук.

В загробном мире дух праведника ощущает блаженство рая. Совершённые при жизни добрые дела, прочитанные молитвы предстанут перед ним в виде хороших друзей и помощников. Плохие деяния будут преследовать грешников в виде недоброжелателей, а также змей и скорпионов. Душа, у которой имеются неотпущенные грехи, понесёт наказание, чтобы очиститься и, воскреснув в положенный час, попасть в рай.

После перехода в иной мир учёт добрых и злых поступков человека прекращается, но во внимание принимается всё то, что он оставил на земле после себя. Это могут быть написанные книги, созданные вещи, правильно воспитанные дети, вклад в развитие общества. Всё будет зачтено. Если же какой-либо поступок человека, совершённый при жизни, послужил причиной зла и продолжает приносить вред людям и после его кончины, то грехи будут накапливаться. За них тоже нужно будет ответить и понести наказание.

В назначенный день Аллах воскресит не только душу человека. Его тело также будет возрождено из частиц, которые не подверглись разложению после захоронения.

Иудаизм: бессмертие бесплотного духа

Продолжение жизни души человека после физической смерти - основная идея иудаизма. В Торе понятие бессмертия не раскрывается в полном объёме, в ней затрагиваются вопросы земной жизни людей. О мире ином иудеям вещают пророки.

Связь тленного тела и вечного духа

Уникальность человеку, в отличие от представителей животного мира, придаёт наличие души, которая есть не что иное, как сокровенная суть Бога. Каждая человеческая душа до дня своего земного рождения находится на небе. Связь тела и духа начинается с момента зачатия и прерывается с наступлением смерти.

После смерти тела бесплотный дух пребывает в замешательстве: он видит свою физическую оболочку, но не может в неё вернуться. Душа скорбит и печалится о своём теле 7 дней.

В ожидании приговора

В течение года после смерти у души нет места, где она может обрести покой. Наблюдая за разложением тканей тела, которое служило ей при жизни, душа находится в смятении и испытывает страдания. Это является для неё сильным и весьма болезненным испытанием. Легче всего приходится праведникам и тем, кто не придавал большого значения внешним формам, уделяя особое внимание внутреннему содержанию.

Приговор душе выносится через 12 месяцев. Суд может занять меньше времени, но для грешников и нечестивцев он длится ровно год. Потом душа попадает в Гегейном, где её ждёт очищающий духовный огонь. После этого она может претендовать на жизнь вечную.

Христианство: мытарства грешников

Душе в загробном мире необходимо пройти мытарства, каждое из которых представляет собой наказание за определённый грех. Одолев первое испытание, самое лёгкое, душа переходит к следующему, более тяжкому и серьёзному. Пройдя все мытарства, её ждёт либо очищение, либо низвержение в геенну.

20 истязаний

Личный опыт человека, полученный при жизни, его взгляды и убеждения влияют на прохождение мытарств и их восприятие. Всего уготовано двадцать испытаний:

  1. Празднословие или любовь к пустой болтовне.
  2. Лживость.
  3. Клевета и распускание сплетен.
  4. Лень.
  5. Воровство.
  6. Сребролюбие.
  7. Лихоимство.
  8. Неправедные осуждения.
  9. Зависть.
  10. Гордыня.
  11. Гнев.
  12. Злопамятность.
  13. Убийства.
  14. Чародейства.
  15. Блуд.
  16. Прелюбодеяние.
  17. Содомский грех.
  18. Ересь.
  19. Жестокосердие.

Каждое из пагубных пристрастий, к которому человек был склонен при жизни, после его кончины обернётся бесом (мытарем) и будет мучить грешника.

С сорокового дня до Страшного суда

После завершения мытарств душе показывают райские обители и бездны ада, а на сороковой день определяют место, в котором предстоит ожидать Страшного Суда. Теперь одни души существуют в предвкушении вечной радости, а другие - бесконечных мук.

Из этого правила есть исключение. Невинной душе ребёнка после смерти сразу же будет даровано успокоение и блаженство. А детям, страдающим при жизни от всяких хворей и недугов, Господь разрешит выбрать в раю любое место, которое им понравится.

Когда наступит назначенный час, все тела будут воскрешены, соединятся со своими душами и предстанут перед судом Христовым. Говорить о воскрешении самой души не совсем правильно, поскольку она и так бессмертна. Праведников ожидает вечная жизнь, полная радости, а нечестивцев - адское пламя, под которым следует понимать не привычный человеку огонь, а нечто, известное только Богу.

Свидетельства очевидцев

Существуют свидетельства людей, которые, перенеся клиническую смерть, буквально вернулись с того света. Все они примерно одинаково описывают происходящие с ними события.

После того как душа отделяется от тела, она не сразу осознаёт, что произошло. Наблюдая за своим бездыханным телом, она начинает постепенно понимать, что земная жизнь закончена. При этом сознание человека, его мысли и память остаются неизменными. Многие вспоминают, как перед их глазами промелькнули все события их земной жизни. Кто-то уверен, что, оказавшись в ином мире, смог познать все тайны вселенной, но это знание потом было стёрто из памяти.

Осмотревшись, душа замечает яркое свечение, излучающее любовь и блаженство, и начинает двигаться навстречу свету. Некоторые слышат при этом звук, напоминающий шум ветра, другим чудятся голоса умерших родственников или зов ангелов. По другую сторону жизни общение происходит не на вербальном уровне, а с помощью телепатии. Иногда люди слышали голос, повелевающий душе вновь отправиться на землю, поскольку там остались незаконченные дела и миссия человека до конца не исполнена.

Многие испытывали такое умиротворение, спокойствие и радость, что не хотели возвращаться в своё тело. Но есть и те, кто чувствовал страх и страдания. Потом им требовалось немало времени, чтобы прийти в себя и избавиться от болезненных воспоминаний.

Часто люди, перенёсшие клиническую смерть, меняют своё отношение к жизни, религии и начинают совершать поступки, ранее им несвойственные. При этом все утверждают, что полученный опыт оказал сильное влияние на их дальнейшую судьбу.

Учёные, придерживающиеся материалистических взглядов, уверены, что видения, описанные людьми в состоянии клинической смерти, - всего лишь галлюцинации, вызванные недостатком кислорода. Доказательств реальности посмертных переживаний нет.

Не преступив грани, отделяющей жизнь от смерти, никому не дано знать, что уготовано ему в ином мире. Но каждый может достойно пройти свой земной путь и не совершать злых поступков. Не из-за боязни кары небесной, а из-за любви к добру, справедливости и своим ближним.

Как известно, все религии произошли из одного источника, и имеют много общего, в частности, все религии сходятся в том, что смерть – важнейшее явление и требует глубоких размышлений. Здесь мы рассмотрим шесть основных религий – буддизм, индуизм, христианство, иудаизм, ислам и йогу с точки зрения того, как каждая из них отвечает на вопросы: почему и как человек умирает, и что происходит после смерти.

Смерть не беда, а возможность

В христианском учении смерть – это перемена к лучшему, через нее Бог меняет жизнь человека. Иисус учил, что жизнь с Богом предполагает настолько радикальную перемену, что обычным человеческим отношениям просто не будет места. Поэтому сознательно и прямо смерть описывалась не как беда, а как возможность. Иисус говорил, что потерять свою жизнь – значит ее спасти (Мф 16:25; Мк 8:35; Лк 9:24; Ин 12:25).
В христианстве по большому счету не важно, какой смертью умер человек.

Запрещается только самоубийство и убийство как вторжение человека в дела Божьи. В целом же, любая смерть – это возможность для воскресения, даже смерть на кресте. Воскресение Иисуса дает основание надеяться на воскресение мертвых вообще.

Ведь основная весть проповедников христианства – это весть о воскресении Христа.

Причина смерти человека заключается в его грехопадении, так как человек своим непослушанием впустил смерть в мир. Однако смерть являет собой вовсе не исчезновение человека, а лишь переход в духовное состояние, которое и составляет конечную цель земной жизни. Со смертью прекращается нравственное развитие человека, исключается всякое дальнейшие изменение его, и начинается нравственное воздаяние за все, что он совершил в своей жизни здесь, в этом мире. Бессмертная душа человека и после смерти сохраняет свое самосознание, т.е. все черты личности: помнят обстоятельства, лиц, события своей земной жизни.
Что же происходит после смерти? После того, как душа покинула тело, она в течение шести дней пребывает в раю, а после этого спускается в преисподнюю. Здесь в течение сорока дней она терпит мытарства, т.е. частный суд, отличный от всеобщего Страшного Суда, совершающегося в «конце времен». Хорошие и плохие поступки человека подробно исследуются, и ему предоставляется возможность осознать всю свою жизнь, и он предстает перед самим собой в истинном свете. Христиане считают, если человек при жизни не очистил свою душу покаянием, то мучения в виде мытарств неизбежны. В результате частного суда душе выносится «приговор», и обвиненные в том или ином грехе отправляется в соответствующие «мрачные обители». Но души праведников возносятся ангелами в райские обители. И так продолжается до совершения Страшного Суда. Надо особо отметить, что воскресение – это «новое творение» Бога, поскольку воскресшая душа обретает новое, духовное, тело, со смертью кончается ограниченное существование и предлагается надежда на полную трансформацию духа.

Притчи против реинкарнации:

Судьба человека в посмертии хорошо видна на примере притчи Христа о богаче и Лазаре:

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Лк. 16:20

Учение Христа о воскресении излагается в ответе на вопрос саддукеев:

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
27 после же всех умерла и жена;
28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели её.
29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Мф. 22:23)

Если бы саддукеи и сам Христос верили в реинкарнацию, то сам вопрос, заданный Христу, был бы бессмысленным. Ведь если женщина перевоплощается и проживает множество жизней, она неизбежно имеет такое же множество супругов. Для финальной участи в посмертии количество супругов в течение какой-то одной жизни не имело бы никакого значения. Следовательно, и саддукеи, и Христос подразумевают одно единственное посмертие после одной единственной жизни, но понимают его по-разному: саддукеи не верят в телесное воскресение, а Христос ему учит.


В послании апостола Павла к евреям говорится:

24 Ибо Христос вошёл не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение. (Евр. 9:24)

Слова апостола Павла не оставляют места в христианском учении для реинкарнационного цикла смертей и перерождений. Недвусмысленно сформулирована мысль о том, что человек умирает ровно один раз. Некоторые теософы интерпретируют слова «однажды умереть» как «когда-нибудь умереть». Однако такая интерпретация вступают в противоречие с полной цитатой, в которой совершенно определённо и намеренно есть сопоставление смерти человека с единственной, а не многократной смертью Христа, причём единственность жертвы Христа особо отмечается.

Некоторые материалы по посмертию:
Мои воспоминаний о сумеречном мире.